Атрибуция и ее функции в новостных материалах

атрибуцияЕлена Гуляева

Работа репортера подразумевает не только грамотное и интересное представление новости, но и дополнение её вспомогательным материалом: цитатами, ссылками, цифрами. Иными словами, работать «через деталь». В глоссарии журналиста есть термин «атрибуция», означающий указание в материале первоисточника информации, авторства. Атрибуция уточняет имеющиеся данные, выгодно их подает аудитории, помогает переосмысливать новость.

Рассмотрим основные функции атрибуции в новостных материалах. Ссылки на источник информации приводят в следующих случаях:

— подтверждение достоверности и точности сведений;

— обогащение новости;

— повышение значимости информации (к примеру, упоминание в тексте фамилий известных артистов, политических деятелей и др.)

Прямая ссылка на первоисточник информации предполагает упоминание фамилии, должности, организации: «Как рассказала корреспонденту нашего издания первый помощник главы городской администрации О.А. Бочкина…», «В комитете по делам молодежи сообщили, что…» Подобные ссылки помогают убедить аудиторию в правдивости того или иного сообщения, поскольку автор опирается на мнение компетентных лиц.

Нередко журналист приводит ссылку на издание или информационное агентство, если редакция, в которой он трудится, сознательно дистанцируется от того или иного мнения и старается переложить ответственность. Также используются ссылки, направленные на разоблачение конкурентного издания, подчеркивающие склонность к мнимым сенсациям, лживость информации, недобросовестность сотрудников и др. При сравнении нескольких источников ссылка позволяет усилить тот или иной факт, подтверждая существование  нескольких точек зрения, многочисленность откликов.

Косвенная ссылка используется в случае, если корреспондент не может назвать источник сообщения в силу ряда причин. В тексте можно упомянуть, что «нашему изданию стало известно…», «по информации имеющегося источника…» и др. Подобные фразы ни о чем не говорят, а создают лишь видимость правдивости новости.

Так называемые слухи или непроверенные данные можно использовать в качестве источника, если произошло важное событие, о котором следует сообщить. Данный прием берут на вооружение, когда нет возможности подкрепить текст авторитетным мнением, а необходимо срочно поделиться поступившей информацией с аудиторией.

Атрибуция помогает удостоверить и дополнить новость, сформировать отношение общества к сообщению, а также «протащить» информацию, которая без нее не вызовет никакого интереса. Последний вариант, именуемый ссылкой-паровозом («в кругах, близких к правительству», «в кулуарах» и др.), в большинстве случаев выглядит легкомысленно, поскольку автор не называет фамилию, должность и другие важные сведения об источнике информации.