Бриф – враг или помощник журналиста-копирайтера?

Елена Гуляева

Журналисты и копирайтеры в своей работе то и дело использует определенные методики. Действительно, зачем изобретать велосипед, если все уже придумано и не раз проверено на практике. К примеру, при написании копирайта можно обратиться за помощью к полезным утилитам (компьютерным программам), моделям текста и др. Они избавят от весьма утомительного процесса проверки качества готового продукта и обработки исходных материалов, поскольку копирайт подразумевает высокую уникальность текста.

Значение термина

При обсуждении условий с заказчиком автору необходимо делать пометки, чтобы созданный материал в полной мере соответствовал требованиям работодателя. Бриф является наиболее приемлемой формой их фиксации. Это анкета, которую заполняет заказчик. Иными словами, свод правил, направленный на оптимизацию работы, инструмент разрешения спорных вопросов. Обязательной составляющей брифа является подпись работодателя, которая при необходимости позволит избежать конфликтных ситуаций между сторонами. Опытные копирайтеры, как правило, не пренебрегают брифом, начиная работу над очередным заказом, что позволяет затрачивать меньше времени и усилий. В данной системе автор составляет перечень пожеланий работодателя о том, как должен выглядеть конечный продукт, какую информацию содержать и др.

На биржах копирайтеру предлагают ознакомиться с техническими заданиями – брифами, созданными модераторами. Если же у вас нет привычки пользоваться услугами  посредника, то можно разработать собственную анкету, учитывающую основное направление работы и возможные трудности. Для каждого нового заказа бриф не пишут, а используют готовую стандартную форму. Зачастую у фрилансера есть определенные темы, на которые он часто пишет тексты. Если же речь идет об универсале, то следует сделать по одному экземпляру брифа для каждого направления. Разумеется, в процессе работы в те или иные пункты будут внесены изменения, более актуальные в текущий момент времени. Применение такой анкеты существенно упрощает работу и автору, и заказчику. Последнему проще донести свои требования и пожелания к будущему материалу.

 Можно ли обойтись без брифа?

Предположим, вам поручили заказ на статью по хирургии. Работодатель не указал конкретную тему и основные требования. Исходные материалы найдены, работа выполнена и отправлена заказчику. В итоге он отказывается от заказа, мотивируя это тем, что данное направление хирургии его не интересует, количество знаков превышает допустимый предел, да и стиль разочаровывает. Текст возвращается к исполнителю на доработку, уходят нервы, усилия и время на исправление материала.

В данной ситуации не обойтись без брифа, в котором необходимо четко указать технические условия. Заказчик должен ответить на все вопросы анкеты и поставить свою подпись. Если же подготовленная журналистом статья отвечает всем требованиям брифа, то никаких конфликтных ситуаций быть не должно. Иными словами, бриф – альтернатива контракту.

Всё это касается работы копирайтера, в журналистике отношения с редакцией выстраиваются немного по другим законам.

 Как составить бриф?

Следует внимательно подойти к составлению брифа, который должен содержать следующие пункты: тема работы, срок сдачи, количество знаков, необходимость добавление анкора, процент уникальности текста, стоимость готового материала. Это основные параметры, которые можно встретить в любом шаблоне брифа.

Автору важно знать, для какой категории пользователей пишется текст. Для детей, молодежи, людей среднего возраста или представителей старшего поколения? Для женщин или мужчин? В некоторых темах стоит уделить внимание географическому положению и профессии читателя. Необходимо познакомиться с ресурсом, где будет размещен материал, поскольку текст должен вписаться в стилистику сайта. Можно поинтересоваться у заказчика, есть ли у него примеры статей, которые, на его взгляд, подойдут для выбранной площадки.

Журналист, занявшийся копирайтингом, должен формулировать вопросы так, чтобы работодатель дал развернутый ответ. Ответы «да» или «нет» едва ли предоставят полную информацию о будущей работе. Конечно, можно воспользоваться готовой моделью брифа, но все же собственный вариант на практике оказывается более эффективным. Помните о том, что бриф – визитная карточка, первое впечатление заказчика о вашей профессиональной пригодности.