Четвертый день обучения

Поделитесь в социальных сетях

Дорогие друзья и коллеги! Участников много, если я кому-то не ответил на комментарий или на домашнее задание — напомните мне, пишите на почту, не стесняйтесь. Также обращаюсь к тем кто хочет выполнить задания, но никак не соберется с мыслями. Не торопитесь, подумайте, а потом решительно сядьте и напишите. Присылайте, лучше поздно, чем никогда. И не надо «зацепки за совершенство», напишите так как можете, я не сноб, подвергающий критике всех и вся. Важнее человека похвалить и подсказать, чем раскритиковать и радоваться своей подлости.

У нас с вами впереди осталось 2 урока. Первый из них посвятим источникам информации (откуда же брать информацию для своих материалов?), второй — дополнительным источникам дохода и всему тому, что хотелось бы включить в этот небольшой учебный курс.

Официальным, а порой и основным источником информации для журналиста являются государственные органы. Это всевозможные органы прокуратуры, полиции, спецслужб, городская и областная администрации, министерства и так далее. Как правило, у них есть пресс-служба или хотя бы один-единственный пресс-секретарь. Работая журналистом в СМИ, Вам необходимо с ними познакомиться.

Самый простой вариант – Вы высылаете на электронный адрес (найденный на официальном сайте их ведомства) письмо в котором говорите, что Вы журналист, работаете с такими-то изданиями и просите высылать Вам пресс-релизы и приглашать Вас на мероприятия. После этого часть пресс-служб будет Вам дисциплинированно высылать информацию и приглашать на официальные семинары, пресс-конференции и прочие мероприятия. А часть будет в глухой оппозиции (это те, кто не хочет сотрудничать с вашей газетой, или кто так загружен работой, что не считает нужным поддерживать с Вами связь).

Проявляйте хладнокровие, не воспринимайте это как личную обиду. В идеале Вы должны знать имя пресс-секретаря и его номер телефона, получать от него официальные релизы и приглашения и неплохо общаться при встрече на официальных мероприятиях. Но так бывает не всегда. Если вчера Вы писали о том, что чиновник проворовался, то сегодня его пресс-секретарь Вам руки не подаст. Ну и ладно :)

Кроме непосредственного контакта с пресс-службой Вы можете брать информацию с официальных сайтов, например, сайтов МВД, МЧС и так далее.

Неплохо было бы составить свою базу специалистов и всевозможных экспертов. Постепенно Вы обрастете такими контактами. Это психологи, финансисты, общественники, бывшие сотрудники полиции и другие. У них Вы будете брать комментарии по интересующим Вас темам.

Также Вы можете обратиться на прямую, например, к директору завода, где начали выпускать новую интересную продукцию. Или к изобретателю, который запатентовал свой сотый вечный двигатель. А теперь внимание, важное правило:

Сохраняйте пресс-релизы, переписку, фотографии, диктофонные записи, принт-скрины (снимки экрана) и прочую информацию, которая подтверждает, что Вы не сами придумали опубликованную информацию. Если у кого-то к Вам возникнут претензии, Вы сможете продемонстрировать первоисточник.

Каждый журналист ежедневно получает большое количество пресс-релизов (информационное сообщение для прессы), это один из основных источников информации.
Рассмотрим несколько вариантов Вашей возможной работы с пресс-релизами.
• Вы работаете в редакции газеты. На электронный адрес редакции или Ваш личный e-mail из госорганов, частных и общественных организаций приходят пресс-релизы о тех или иных событиях.
• Вы работаете внештатно на несколько изданий и сами запрашиваете получение пресс-релизов в различных организациях. После этого начинаете получать их на регулярной основе.
• Вы пишите статьи по заказу для сайтов. В этом случае информация из пресс-релизов используется в основном для дополнения к материалам (например, статистика, предыстория).

В идеале Вы не должны писать материал только по пресс-релизу, потому что Вы получаете эту информацию от заинтересованного источника, который подаёт события однобоко, с выгодной для себя позиции. Рассмотрим простой пример:

Городская администрация присылает Вам пресс-релиз, в котором говорится о переносе рынка. Подаётся это исключительно с позитивной стороны, отмечаются только плюсы: новый рынок более комфортабельный, на нем в отличие от старого соблюдаются все санитарные условия, предприниматели счастливы и с воодушевлением пакуют вещи…

Если Вы напишите статью только по этому пресс-релизу, то материал получится не соответствующий действительности. Съездите на старый и новый рынки, сделайте фотографии, поговорите с владельцами бутиков и торговцами и Вам откроется совсем иная картина. Допустим, окажется, что переселяют их принудительно, на новом рынке нет приемлемых условий, а аренда выше почти в два раза…

В этом случае Вам нужно изложить позиции всех сторон (минимум двух противоположных) – градоначальников, администрации двух рынков, торговцев и собственников магазинов и прилавков, горожан.

Однако на практике звонки, а тем более поездки отнимают слишком много времени и нервов. Порой журналисты пишут только по пресс-релизу, плюс собственное мнение, плюс что-то знают по этой теме, плюс нашли какую-то информацию в интернете. Я считаю, что это не идеальный вариант, но вполне допустимый.

Стройте с пресс-службами долговременные доверительные отношения – пишите правду, не передергивайте факты, критика возможна, но в меру.

Пройдемся непосредственно по пресс-релизу. Прочитайте его. Выделите главное событие, главную мысль. Например: «открытие нового рынка», «повышаются пенсии» или «наградили архитектора». Теперь выберите ключевые слова, например, в случае с архитектором – премия, награда, деньги, приз, мэр, заслуги. Придумайте заголовок, оперируя ключевыми словами. А главную мысль вынесите в подзаголовок или лид.

Например: «Новый рынок – подарок или наказание» (длинный заголовок, желательно более короткий, но за неимением лучшего вполне подойдет и этот). В лиде пишем – «Администрация города такого-то переносит центральный рынок на улицу такую-то. Большинство предпринимателей воспринимают эту инициативу настороженно».

Далее не копируем весь текст пресс-релиза в свою статью, а лишь берем наиболее интересные мысли, цифры, факты. Где-то это можно оформить как цитату, где-то «пустить» просто текстом.
Задайте себе вопросы: «Писал/-ла ли я на эту тему ранее?», «Что об этом писали коллеги?», «Что можно об этом найти в интернете?», «Кто может мне дать комментарий?» и другие.

Кстати, сами журналисты редко говорят «пресс-релиз», обычно обходясь простым наименованием «релиз».

И не забывайте, освоение журналистики – это 10 процентов теории и 90 процентов практики. Читайте пресс-релизы и статьи, пишите и еще раз пишите, сотрудничайте с разными СМИ и порталами.

Практическое задание: Найдите в интернете официальные сайты государственных органов вашего региона. На одном из них найдите заинтересовавший Вас пресс-релиз или новость. Напишите по нему свою информационную заметку, добавьте подробности, расширьте материал. Если в первых уроках я больше поддерживал авторов и нахвалил ваши тексты, то к этим выполненным работам будет больше замечаний, но вся критика будет конструктивной и доброй. Вживайтесь в роль журнеалиста, подписывайте материал своим именем или псевдонимом. Как и прежде жду выполненные работы на свой электронный адрес (присылайте в теле письма и пресс-релиз и ваш текст, чтобы я мог сравнить).

С уважением и легкой грустью от скорой разлуки, ваш С.Барановский

 

Записаться на дистанционный курс журналистики можно на странице курс.журналистика-обучение.рф Для получения рассылки с самыми интересными и полезными статьями о журналистике, копирайтинге, фрилансе, конкурсах и грантах (один раз в неделю, по понедельникам) введите свой электронный адрес и оформите подписку:

4 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>