Работа с пресс-релизами и госорганами. Журналистика

Официальным, а порой и основным источником информации для журналиста являются государственные органы. Это всевозможные органы прокуратуры, полиции, спецслужб, местная администрация, министерства и так далее. Как правило, у них есть пресс-служба или хотя бы один-единственный пресс-секретарь. Работая журналистом в СМИ, вам необходимо с ними познакомиться.

Самый простой вариант – вы высылаете на электронный адрес (найденный на официальном сайте их ведомства) письмо в котором говорите, что вы журналист, работаете с такими-то изданиями и просите высылать вам пресс-релизы и приглашать вас на мероприятия. После этого часть пресс-служб будет вам дисциплинированно высылать информацию и приглашать на официальные семинары, пресс-конференции и прочие мероприятия. А часть будет в глухой оппозиции (это те, кто не хочет сотрудничать с вашим СМИ, или кто так загружен работой, что не считает нужным поддерживать с вами связь).

Проявляйте хладнокровие, не воспринимайте это как личную обиду. В идеале вы должны знать имя пресс-секретаря и его номер телефона, получать от него официальные релизы и приглашения и неплохо общаться при встрече на официальных мероприятиях. Но так бывает не всегда. Если вчера вы писали о том, что чиновник проворовался, то сегодня его пресс-секретарь Вам руки не подаст. Ну и ладно.

Кроме непосредственного контакта с пресс-службой Вы можете брать информацию с официальных сайтов, например, сайтов МВД, МЧС и других.

Неплохо было бы составить свою базу специалистов и всевозможных экспертов. Постепенно вы обрастете такими контактами. Это психологи, финансисты, общественники, бывшие сотрудники полиции и другие. У них вы будете брать комментарии по интересующим вас темам.

Также вы можете обратиться на прямую, например, к директору завода, где начали выпускать новую интересную продукцию. Или к изобретателю, который запатентовал свой сотый вечный двигатель. А теперь внимание, важное правило:

Сохраняйте пресс-релизы, переписку, фотографии, диктофонные записи, принт-скрины (снимки экрана) и прочую информацию, которая подтверждает, что вы не сами придумали опубликованную информацию. Если у кого-то к вам возникнут претензии, вы сможете продемонстрировать первоисточник.

Каждый журналист ежедневно получает большое количество пресс-релизов (информационное сообщение для прессы), это один из основных источников информации. Рассмотрим несколько вариантов Вашей возможной работы с пресс-релизами.

• Вы работаете в редакции газеты. На электронный адрес редакции или ваш личный e-mail из госорганов, частных и общественных организаций приходят пресс-релизы о тех или иных событиях.

• Вы работаете внештатно на несколько изданий и сами запрашиваете получение пресс-релизов в различных организациях. После этого начинаете получать их на регулярной основе.

• Вы пишете статьи по заказу для сайтов. В этом случае информация из пресс-релизов используется в основном для дополнения к материалам (например, статистика, предыстория).

В идеале вы не должны писать материал только по пресс-релизу, потому что вы получаете эту информацию от заинтересованного источника, который подаёт события однобоко, с выгодной для себя позиции. Рассмотрим простой пример.

Городская администрация присылает вам пресс-релиз, в котором говорится о переносе рынка. Подаётся это исключительно с позитивной стороны, отмечаются только плюсы: новый рынок более комфортабельный, на нем в отличие от старого соблюдаются все санитарные условия, предприниматели счастливы и с воодушевлением пакуют вещи.

Если вы напишите статью только по этому пресс-релизу, то материал получится не соответствующий действительности. Съездите на старый и новый рынки, сделайте фотографии, поговорите с владельцами бутиков и торговцами и вам откроется совсем иная картина. Допустим, окажется, что переселяют их принудительно, на новом рынке нет приемлемых условий, а аренда выше почти в два раза.

В этом случае вам нужно изложить позиции всех сторон (минимум двух противоположных) – градоначальников, администрации двух рынков, торговцев и собственников магазинов и прилавков, горожан.

Однако на практике звонки, а тем более поездки отнимают слишком много времени и нервов. Порой журналисты пишут только по пресс-релизу, плюс собственное мнение, плюс что-то знают по этой теме, плюс нашли какую-то информацию в интернете. Мы считаем, что это не идеальный вариант, но вполне допустимый.

Стройте с пресс-службами долговременные доверительные отношения – пишите правду, не передергивайте факты, критика возможна, но в меру.

Пройдемся непосредственно по пресс-релизу. Прочитайте его. Выделите главное событие, главную мысль. Например: «открытие нового рынка», «повышаются пенсии» или «наградили архитектора». Теперь выберите ключевые слова, например, в случае с архитектором – премия, награда, деньги, приз, мэр, заслуги. Придумайте заголовок, оперируя ключевыми словами. А главную мысль вынесите в подзаголовок или лид.

Например для печатного издания (журнал, газета): «Новый рынок – подарок или наказание» (длинный заголовок, желательно более короткий, но за неимением лучшего вполне подойдет и этот). В лиде пишем – «Администрация города такого-то переносит центральный рынок на улицу такую-то. Большинство предпринимателей воспринимают эту инициативу настороженно».

Далее не копируем весь текст пресс-релиза в свою статью, а лишь берем наиболее интересные мысли, цифры, факты. Где-то это можно оформить как цитату, где-то «пустить» просто текстом.

Задайте себе вопросы: «Писал/-ла ли я на эту тему ранее?», «Что об этом писали коллеги?», «Что можно об этом найти в интернете?», «Кто может мне дать комментарий?» и другие.

Кстати, сами журналисты редко говорят «пресс-релиз», обычно обходясь простым наименованием «релиз».

И не забывайте, освоение журналистики – это 10 процентов теории и 90 процентов практики. Читайте пресс-релизы и статьи, пишите и еще раз пишите, сотрудничайте с разными СМИ и порталами.

Практическое задание: Найдите в интернете официальные сайты государственных органов вашего региона. На одном из них найдите заинтересовавший вас пресс-релиз или новость. Напишите по нему свою информационную заметку, добавьте подробности, расширьте материал. Вживайтесь в роль журналиста, подписывайте материал своим именем или псевдонимом. Опубликуйте на своем блоге или попробуйте предложить в местные СМИ.