Что такое НПО и НКО? На какие средства они существуют

Основам журналистики может научиться каждый. «Школа журналистики» и «Молодежный центр реконструкции и развития» приглашают вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика». Запись на странице курс.журналистика-обучение.рф.

Неправительственные организации (НПО), иногда их называют некоммерческими организациями (НКО). Как с ними может взаимодействовать журналист и какую пользу можно извлечь из так называемого «неправительственного сектора»? Постараемся ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Для начала кратенько расскажу о том, что я компетентен в этой теме. С 2004 года явлюсь председателем (в уставных документах указано даже  «президент») общественной организации «Молодежный центр реконструкции и развития». Поэтому о деятельности неправительственных организаций знаю с двух разных сторон – как журналист и как руководитель такой организации.

НПО или НКО — это юридические лица, которые создаются для какой-то деятельности, главной целью которой не является получение прибыли.  В разных странах они могут иметь разную юридическая форму – общественная организация, общественное объединение, общественный фонд и т.д.

Извините за примитивные примеры, которые я так люблю приводить для наглядности. Магазин, аптека, завод, тир и ресторан – это бизнес, их основная цель – извлечение прибыли для собственников этого бизнеса. А если ваша организация занимается спасением краснокнижных одуванчиков или защитой прав человека – это некоммерческая организация, которая может быть зарегистрирована как общественное объединение.

На какие деньги существуют эти организации? Гранты, пожертвования и спонсорская помощь, предоставление каких-то платных услуг. Да, они могут брать деньги за какие-то дополнительные услуги, это сбор средств на деятельность организации. Например, наша организация проводит дистанционное обучение журналистике и этих средств хватает на поощрения для волонтеров, проведение небольших благотворительных акций, оплату интернета и покупку канцелярских товаров.