Практическая журналистика. Пишем свою первую статью

Очень кратко расскажу о себе и нашей организации. Меня зовут Сергей Барановский, я обычный журналист, который отличается от других работников СМИ тем, что я работаю еще председателем общественного объединения «Молодежный центр реконструкции и развития» и мы уже почти 20 лет лет проводим обучение журналистике.

Теперь немного мотивации для тех, кто сомневается в своем успехе на журналистском поприще. Действительно, некоторые журналисты высказывают сомнение в том, что можно научиться написанию журналистских материалов на курсах и семинарах. Понять этих уважаемых коллег можно, они несколько лет учились на журналистском факультете и теперь хотят показать своё превосходство. Но подавляющее большинство журналистов и редакторов на самом деле знают, что для того чтобы стать хорошим журналистом нужен не диплом, а определенные способности, немного теоретических знаний и много практики.

В тех городах и регионах, в которых жили и работали я и мои коллеги, помогающие мне реализовать проект «Школа журналистики «Медийный мир», примерно только каждый третий работник СМИ имеет профильное образование. Я видел огромное количество отличных журналистов с другим образованием или вовсе без высшего образования. Многие известные журналисты публично высказывались на эту тему, они говорят, что в журналистику должны приходить люди, которые уже что-то знают и умеют в других областях знаний. Наше мнение не столь категорично, мы скажем так: «Есть диплом об окончании журфака — умница/молодец, нету — тоже хорошо!»

Переходим к главной теме этого дня – «Как написать первую статью?». Внимательно прочитайте три следующих пункта.

1. В основе каждого журналистского материала должна быть какая-то новость, событие. Нельзя взять и ни с того, ни с сего начать писать о проблеме коррупции, неудачах отечественного спорта или о своей замечательной собаке. В статье обязательно должна быть новость, то, что произошло недавно – сегодня, вчера или хотя бы на этой неделе. Так сложилось, что новость (событие) обязательны и вам этих традиций не поменять. Нужна новость!

Здесь я должен сделать небольшое пояснение. В журналистике много жанров – заметка, интервью, репортаж и другие. Есть и такой жанр как статья. Однако в понимании читателей все материалы в газете или журнале – это статьи. Да и сами журналисты часто просто говорят «статьи», именуя так любые опубликованные материалы.

Приведу примеры новостей:

— Построен новый завод

— Принят новый закон

— Началось строительство Дома культуры

— Певец выпустил новый альбом

— Прошло шествие «Бессмертный полк»

Уверен, вы уже уловили главную мысль и сможете сами теперь привести примеры новостей. Придумайте, проговорите несколько примеров.

А вот это НЕ является новостью:

— В стране коррупция, надо что-то делать

— Я против наркомании, сейчас об этом напишу

— У нас в городе есть классный кружок по шахматам

Это не события, это не то, что произошло на днях, это не новость. Но предположим, вы хотите об этом написать. Тогда нужно найти информационный повод, а дальше можете дать волю своим планам.

Например, это может быть в случае коррупции – «Правоохранительные органы задержали замначальника администрации при получении взятки». Это новость. Изложив в начале статьи немного подробностей задержания, можете переходить к более широкому описанию проблемы коррупции.

Или в случае с наркоманией – «Социологическое исследование показало, что многие старшеклассники пробовали наркотики». Сообщите эту новость, затем немного подробностей, а затем расширьте материал информацией по этой теме.

А на счет кружка по шахматам это может быть «15-летний житель нашего города победил на престижных онлайн-соревнованиях».

Подведем итог: для начала вам нужно найти/узнать новость.

2. Следующий важный момент – источники информации. Откуда вам узнать новость, подробности, статистику и взять другой материал для статьи? Источников очень много – государственные органы, горожане, представители разных профессий, эксперты, да хоть бабушка-соседка. В конце концов, вы сами можете быть источником информации, если вы были на каком-то мероприятии или стали очевидцем каких-то событий.

Самый простой вариант – сайты государственных органов, на которых публикуется официальная информация. Это сайты прокуратуры, городской администрации, полиции, судов и так далее. Позже, когда вы наберетесь опыта и у вас будет определенное количество опубликованных материалов, вы можете выйти на контакт с пресс-службами и попросить присылать вам пресс-релизы и приглашать на различные мероприятия.

Разные СМИ – не самый лучший вариант в качестве источника информации. Но в некоторых ситуациях вы можете использовать какую-то информацию из газет и информационных сайтов, указав откуда вы об этом узнали (в каком СМИ опубликовано).

Эксперты, специалисты, люди разных профессий – даже сейчас у каждого из вас много таких знакомых и родственников, которые могли бы вам что-то сказать по той или иной теме (хотя бы анонимно, без указания их имени в вашем журналистском материале). С каждым днем, работая в сфере журналистики, таких знакомств будет больше. Со временем вы без проблем сможете взять нужный комментарий по нужной теме – у политолога, бизнесмена, сотрудника МЧС и т.д.

3. Заголовок и лид. Как вы знаете, в любой статье есть заголовок. Присмотритесь к публикациям в газетах и интернете, вы сами можете понять какие заголовки удачные, а какие – не очень. В газетах это краткие, простые словосочетания. В интернет-изданиях – это более длинные предложения, отражающие новость. Приведу несколько примеров. Но вы обязательно сами приглядитесь к газетным публикациям и к новостям в интернете. С интернетом поаккуратнее, читайте серьезные информагентства, а не странные сайты с сообщениями про зомби и внебрачных детей популярного артиста.

А что такое лид? А это последний термин, который мы разберем сегодня. Лид – это первый абзац статьи. Его, как правило, выделяют жирным текстом. В лиде мы сообщаем главные подробности, но не все. Завлекаем читателя, после лида он точно должен знать о чем пойдет речь в статье, но у него должно сохраниться желание прочитать весь текст.

Привожу пример. Пишем о концерте, состоявшемся на площади по случаю Дня Победы. Пусть заголовок для печатного издания (для газеты) будет шаблонным — «Праздник со слезами на глазах» или «Помним подвиг». Для интернет-изданий и информационных агентств заголовок будет другим. Например, «На центральной площади состоялся концерт в честь Дня Победы» или «Праздничный концерт прошел 9 мая в центре Новосибирска». Примеры придумываю на ходу. Главное, чтобы вам был понятен принцип. Поняв его, вы сами сможете написать лучше.

В лиде сообщаем основные подробности – Что? Где? Когда? Кто участвует? Получается у нас примерно следующее: «На центральной площади города состоялся праздничный концерт, посвященный Дню Победы. В нем участвовали творческие коллективы такие-то. Организовали мероприятие администрация города, Союз ветеранов и т.д. Зрителей было столько-то». «Такие-то», «т.д.», «столько-то» — писать не надо, это я пишу для вас, а вы в своем тексте сообщайте эти подробности.

После заголовка и лида – пишите всё, что дополнит статью. Это могут быть цитаты, дополнительные подробности, цифры и статистика,  многое другое.

Вот и всё. Если в школе вы писали сочинение на «хорошо» или «отлично», если время от времени вы читаете новости СМИ… То, прочитав предложенный сегодня материал, вы уже сможете написать нормальный журналистский текст, который вполне может быть опубликован в газете, на сайте или в журнале.

Кстати, самый главный принцип становления журналиста – это практика. Если вы будете регулярно писать, то тексты будут становится лучше с каждым днем,  с каждой неделей, с каждым месяцем.

На сегодня всё. Сложно? Нет! А на наших курсах еще понятнее и интереснее.

С уважением, С.Б.