День первый. Мотивация для начинающих и основы знаний по журналистике

Поделитесь в социальных сетях

мотивация и основы журналистикиДорогие друзья и коллеги, здравствуйте! Мы начинаем трехдневный онлайн-тренинг «Журналистика для начинающих. Основы: теория и практика», который пройдет с 4 по 6 июля 2016 г. Рассылку на материалы тренинга получат как прошлые подписчики, так и те кто записался в последние 2 недели. Новички — особенные люди, ведь из 15 тысяч человек, которым была показана наша реклама в интернете, к обучению присоединились 120, которым действительно интересна журналистика. Я уверен, что каждый из вас может сотрудничать со СМИ и иметь дополнительный доход от написания статей или сделать журналистику своей основной работой. 

Нас мало, поэтому прошу каждого из вас – пишите комментарии, задавайте мне вопросы, выполняйте несложные задания. Очень кратко для новых подписчиков «Школы журналистики» расскажу о проекте и о себе. «Школа журналистики» — инициатива нескольких российских и казахстанских журналистов, реализуемая общественной организацией «Молодежный центр реконструкции и развития». Меня зовут Сергей Барановский, работаю в СМИ 12 лет. Провожу обучение журналистике дистанционно (бесплатно и на платных курсах). К нам приходит много положительных отзывов и я надеюсь, что мы даем хорошие знания в ультра-сжатые сроки.

Для мотивации приведу две абсолютно реальные истории.

Мой товарищ после окончания вуза получил специальность «менеджер» и проработал в гостинице на этой должности 10 дней. Не понравилось. Тогда он стал писать статьи. Писал обо всем, посетит музыкальный фестиваль – напишет текст, побывает на курорте – опять статья. Что-то значительное произошло в стране — ему опять неймется, пишет и об этом. И рассылает в местные городские газеты. С первых своих материалов он стал публиковаться в одной из газет. Работал внештатно полгода, получал гонорары, потом его позвали работать в редакцию. Сейчас после нескольких лет работы в СМИ — он самоуверенный журналист, публикуются в серьезных изданиях, одно время работал замредактора городской газеты, прошел не менее десяти тренингов по журналистике. Что тут скажешь…. Молодец!

Второй пример – девушка прошла обучение в нашей «Школе журналистики». Очень была серьезна настроена, задавала много вопросов, выполняла все задания, консультировалась и после прохождения курса. После этого устроилась на работу корпоративным блогером – пишет статьи и размещает их на социальных страницах крупной российской компании. Работой довольна, оплата хорошая. Я очень за неё рад, уже есть толк от проводимой нами работы.

Как вы понимаете, эти примеры я привел с простой целью – дать вам понять что «не боги обжигают горшки» в журналистике. Достаточно иметь любовь к этому делу и писать внятные тексты. Журналистское образование – это хорошо, но оно не обязательно. Осваивать журналистику в вузе можно посоветовать молодому человеку после школы, если он стопроцентно решил стать журналистом. Если же у Вас уже есть образование или Вы учитесь по другой специальности – необходимости поступления на журфак нет никакой. Учиться 5 лет, чтобы произвести благоприятное впечатление на работодателя или коллег – это не серьезно. В конечном итоге важен не документ, а то как Вы пишите.

Надеюсь, вы уже скачали раздаточный материал. Если нет, скачайте его здесь http://журналистика-обучение.рф/wp-content/uploads/2016/06/Урок-1-Основы.pdf и прочитайте.

Для начала Вам необходимо усвоить самые главные постулаты. Журналист рассказывает новости читателям газеты или зрителям на ТВ. Новость – это то, что произошло, при этом произошло недавно. Приведу примеры на уровне вашего города. И хотя для участников прошлых курсов это будет повтором, я действительно считаю, что понять и запомнить это очень важно.

«Сегодня состоялся концерт на центральной площади», «Вчера ветераны встретились с мэром города», «В начале недели тренер по боксу в парке провел мастер-класс для мальчишек» — это новости.

«В 2015 году была задержана террористическая группировка», «Житель города увлекается подводным плаванием, у него в прошлые годы было много достижений, грамот и медалей», «У нас такие замечательные курсы для детей есть по фотографированию , там замечательный инструктор», «Пенсии маленькие, цены высокие» — это НЕ новости. Поймите, журналистика – это не сочинение на свободную тему, это пересказ людям новостей. Даже аналитическая журналистика опирается на события и новости.

А теперь превратим эти неновости в НОВОСТИ. «Оглашен приговор для террористов, задержанных в прошлом году», «Житель города, увлекающихся подводным плаванием, занял в июне второе место на соревнованиях в Аргентине», «Дети представили свои работы на фотовыставке», «Пенсии с 1 июля повысили на 0,5 процента» :) . Теперь совсем другое дело, это новости, о которых можно писать.

Следующий шаг – чувствуйте масштаб новости и насколько подходит она читателям, насколько она им интересна. На тренингах по журналистике часто приводят такой пример. «У мальчика есть собака» — это не новость. «Собака укусила мальчика» — новость, но не значительная, об этом не стоит писать. «Мальчик укусил собаку» — это уже интересно, обязательно напишем. Я не призываю вас к «желтой» журналистике и погоне за сенсациями, это просто иллюстрация того о чем мы с вами говорим.

Например, газету читают 10 тысяч жителей вашего города. Многим ли из них интересно и полезно прочитать, например, о том, что у Валентины Семеновны нет денег на ремонт своего ветхого дома? Или о том, что прошла школьная линейка с прикольным творческим выступлением учащихся? Нет, это не интересно, это не полезно, это не опубликуют. А вот о намечающемся бесплатном концерте музыкальной группы – надо написать, люди прочитают и, возможно, захотят посетить этот концерт. О том, что пенсионер сделал какой-то вечный двигатель, который в местном конструкторском бюро посчитали хоть и не вечным, но перспективным – написать можно, люди просто ради интереса прочитают, им понравится этот материал.

Итак, мы разобрали что такое новости, задумались о масштабе новости и насколько она подходит нашим читателям, идем дальше…С какого жанра начинать? (настоятельно рекомендую прочитать раздаточный материал). Конечно же, начинать нужно с новостной заметки. И плавно от неё переходить к освоению следующего журналистского жанра – интервью. О них то мы и поговорим на следующем нашем занятии. До встречи завтра.

С уважением, Сергей Барановский и команда «Школы журналистики»

Понравилась статья? Для получения новых публикаций на почту (примерно 1 раз в неделю) введите свой электронный адрес:


2 комментариев

  1. Добрый день, спасибо за полезную информацию, все очень понятно, но все же у меня часто случается, что я не могу начать статью с новости, и заголовок и лид — на это тоже уходит много времени, как выработать стратегию по осваиванию именно этой базы (навыка)?

    • Добрый день, спасибо за Ваш комментарий и вопрос. Когда Вы читаете статью в интернете или в газете, или смотрите новости по ТВ — каждый раз проговаривайте мысленно или вслух какая главная новость в этом материале. Например, с утра я прочитал две новости на mail.ru и главные новости этих заметок очевидны — «пропала 10-летняя девочка» и «в Казахстане упали обломки космических ракет». Я не знаю уровень Вашей подготовки и опыта в журналистике, поэтому на всякий случай предупрежу: не все материалы в интернете являются новостными сообщениями. Если мы читаем о пользе клубники или отзыв о российском фильме — то это не журналистика, там нет новостной составляющей. Итак, первый совет — каждый раз читая или смотря новости по телевизору, подумайте — какая основная новость в этом материале. Написание заголовка и лида — это становится просто и понятно с опытом. Пишите больше — на свой блог, для своих социальных страниц, для местных газет и так далее. Постепенно и лид, и заголовок будут даваться Вам проще и легче. Кстати, Вы можете тренироваться проговаривая не только главную новость, но и мысленно придумывая лид и заголовок для телевизионных новостей. Например, смотрите сюжет про состоявшиеся митинги. Так…. Главная новость — «в таком-то городе прошли митинги». Пусть газетный заголовок будет — «Люди против, власть настороже», а лид — «В таком-то городе состоялись несанкционированные митинги протеста против того-то и того-то. Правоохранительные органы оцепили центральную площадь и порекомендовали людям разойтись». Такая тренировка пойдет на пользу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>