Жанры и термины в журналистике

Любое знание держится на специальных терминах и понятиях. И хотя это может показаться скучным, но вам нужно знать жанры журналистских материалов и другие специфические «фишки». Вкратце рассмотрим жанры. Даже сами работники СМИ часто называют все журналистские материалы статьями, но это не совсем правильно.

Статья – это один из жанров журналистики. В статье журналист обобщает события и факты, делает определенные выводы и прогнозы.

Есть и другие жанры. Теоретики журналистики спорят, что считать жанром и какие их виды выделять. Заметка, репортаж, интервью, комментарий, фельетон, эссе, есть и другие. Часто жанры, так или иначе, смешиваются. Например, это может быть репортаж с места событий, но в нём будут присутствовать фрагменты интервью или комментарий специалиста.

Заметка – это информационное сообщение, которое отвечает на простые вопросы такие как «что произошло?», «где?», «когда?», «к чему это привело?». Таких сообщений много на новостных порталах. Как правило, это небольшие сообщения, которые легко отличить от других жанров, таких как интервью или большая статья.

Репортаж – это сообщение, сделанное непосредственно с места событий. Когда в теленовостях мы видим журналиста, который передаёт, например, со стадиона, на котором проходит Чемпионат мира по футболу – это репортаж.

Интервью – это прямое общение, разговор журналиста с интервьюируемым, как правило, это известный человек или общественно-значимая личность. Интервью строится по принципу «вопрос-ответ». И тут талант журналиста проявляется в том, чтобы задавать «правильные» вопросы, на которые будут даны интересные, развернутые ответы. Вопрос, на который можно ответить «да», «нет» или «возможно» — нехороший вопрос.

Комментарий может быть и методом, и жанром журналистики. Как метод его можно включить и в статью и в репортаж. Как отдельный жанр – это публикация, которая объясняет, «комментирует» какие-либо важные события.

Фельетон – это сатиристическая, высмеивающая публикация, написанная с юмором и непременно на актуальную тему. Сейчас таких в СМИ не встретишь, ну и ладно.

Эссе – это небольшое сочинение, свободное по своей композиции. В прошлые века это был ведущий жанр журналистики.

И немного пройдемся по терминам:

Инфографика – это графический способ передачи информации. Как правило, в инфографике сочетаются изображения и цифры, плюс краткий текст. Вот наглядный пример инфографики от  «РИА Новости»:

пример инфографики

 

Газетный день – последний день перед тем как тираж газеты будет напечатан в типографии. Это самый напряженный рабочий день, в редакции работа кипит – делается окончательная верстка номера, ставятся последние новости и т.д.

Полоса (газетная полоса) – это тоже что страница в книге. В редакции не говорят «третья страница газеты» или «последняя страница», а говорят исключительно «третья полоса», «последняя полоса».

Блог – это личный интернет-дневник. В нем вы делитесь своими мыслями в глобальной сети, пишете и публикуете свои заметки или может выкладываете видео. Пользователи интернета их читают и смотрят, оставляют свои комментарии (если вы не отключили эту функцию). Как правило, в блог размещаются короткие записи, плюс мультимедиа (изображения, звук, видео). Человек, ведущий свой блог, именуется блогером. Все блоги в интернете – это блогосфера. А всё это нехитрое занятие, на которое уже «подсели» миллионы людей во всем мире, называется блогингом.

Копирайтинг – это написание текстов, которые так или иначе рекламируют товар, услугу, политика и т.д. В росскоязычном интернете копирайтингом именуют в первую очередь написание текстов для сайтов, будь то новостной портал или сайт, посвященный психологии. Копирайтер – это человек, который «промышляет» копирайтингом, т.е. пишет такие тексты.

Рерайтинг – в Википедии написано кратко и четко, лучше и не скажешь – «рерайтинг — это переписывание чужого текста своими словами». При этом сохраняется смысл материала. Человек, который делает рерайтинг текстов, именуется рерайтером.

Фриланс – это удаленная внештатная работа. Как правило, выполняется через интернет. Написание статей, изготовление сайтов, перевод текста на другие языки, написание дипломных работ и многое-многое другое – всё это может быть деятельностью фрилансера. Если говорить о журналисте, то для него фрилансом может быть копирайтинг, рерайтинг, написание полноценных журналистских материалов, редакторская работа, а также изготовление инфографики, аудио- и видеоподкастов и т.д.

Уникальный текст – это текст, написанный вами или тщательно переписанный, но не просто скопированный из интернета. В первую очередь уникальность обязательна, потому что поисковики вроде Гугла или Яндекса любят уникальные тексты. Именно уникальные тексты привлекают на сайт новых посетителей. Скопировать текст из интернета мог бы и сам заказчик, но ему нужен качественный интересный уникальный материал, за который он и готов заплатить.

Смоделируем простую ситуацию – вы переписываете текст, т.е. занимаетесь рерайтингом, но не знаете достаточно ли он уже уникальный. Вам помогут специальные программы и интернет-сервисы для определения процента уникальности вашего текста. Обычно для рерайтинга достаточно 80 процентов уникальности, а для журналистских материалов – 90 процентов. Почему 100 процентов уникальности – сложно достижимая цель? Потому что в тексте всё равно будут встречаться, например, ФИО чиновников и такие популярные словосочетания, такие как «сообщается в пресс-релизе», «заявил собеседник», «по оценкам специалистов» и другие.