Журналистика и фриланс

Кратко вспомним базовые «вещи». Журналист может работать в редакции, в штате редакции. А может сотрудничать со СМИ внештатно.

С кем мы можем сотрудничать? Рассмотрим основные варианты потенциальных заказчиков, которые заинтересованы в сотрудничестве с фрилансером-журналистом.

СМИ (информационные агентства, порталы, газеты, журналы). Можно найти список зарегистрированных в вашей стране, в вашем регионе СМИ и посетить их сайты. Обратите внимание на то, о чем пишут эти средства массовой информации. Эти наблюдения пригодятся вам, когда будете писать письма в редакцию и готовить для них первые материалы. Также можно искать СМИ по ключевым словам в поисковиках, например: «СМИ России», «информационное агентство Германия», «Газета город Новосибирск» и т.д.

Приведем пример нашего коллеги. Источниками его дохода служат две газеты и информационный портал. Их он нашел методом многих проб и ошибок. Но мог бы найти намного быстрее, если бы через поисковик Гугл или Яндекс нашел список СМИ. Далее ему следовало посетить их сайты, написать в редакции письма о сотрудничестве (а еще лучше сразу выслать готовый материал, но не дублировать в несколько изданий один и тот же, отправлять статью во вторую редакцию следует только если в первой отказались её опубликовать или не ответили).

Сайты. Здесь вам предстоит проявить смекалку. Вам нужно сразу отделить те интернет-издания, у которых есть деньги и которые готовы платить журналистам от тех, кто сводит «концы с концами». Обратите внимание на дизайн сайта, периодичность выхода новых материалов. Почитайте ссылку «о нас», «о проекте», «сотрудничество» и подобные. У серьезного интернет-издания должны выходить хотя бы несколько статей в день, как правило, у них есть рекламодатели, дизайн сайта серьезный и сделан не своими руками. Когда вы выберите наиболее подходящие для сотрудничества порталы, то, как и в случае со СМИ, необходимо написать письмо редактору. Высылать свои материалы до положительного ответа о сотрудничестве не следует. Недобросовестные сайты могут забрать ваш материал и не заплатить.

Какие еще есть способы поиска заказчиков? Вы можете сами разместить объявления в интернете, предложив себя, например, как автора статей. Также вы можете поискать в интернете объявления, оперируя ключевыми словами «требуется журналист», «требуется удаленный автор статей» и т.д. Еще один вариант – биржи статей в интернете. Здесь мы не можем вам дать какие-либо советы по причине отсутствия опыта сотрудничества с ними. Но на первый взгляд обстановка на этих биржах неблагоприятная. Сайты требуют деньги с вас за просмотр объявлений заказчиков, снимают свой процент от сделки, а большое количество дилетантов на таких сайтах сбивают цены.

Вопрос гарантированности оплаты – еще одна щекотливая тема. Ни СМИ, ни тем более интернет-издания не будут с вами сразу заключать контракт. Поэтому никто не может гарантировать, что вам оплатят работу. СМИ вполне может заключить с вами договор, но только через пару месяцев работы на гонорарной основе. Поэтому советуем иметь несколько «корзин с яйцами», то есть сотрудничать с несколькими изданиями одновременно. Начинайте с наиболее серьезных СМИ, которые уже много лет на рынке средств массовой информации. Желательно, чтобы они были официально зарегистрированы. И в дальнейшем концентрируйте свои усилия на тех, кто исправно платит.

Перейдем к более приятной теме – как получить заработанное. Вы должны быть в этом вопросе максимально удобны для заказчика. То есть обеспечьте себе различные варианты приема денег – пластиковая карта, банковский счет, возможность денежного перевода, разные электронные кошельки.

Искусственный интеллект (ИИ). А еще мы спросила совета у ИИ — «порекомендуй внештатным журналистам как работать удаленно». Вот что он ответил:

«Конечно, я могу дать вам некоторые рекомендации по работе внештатным журналистам и сотрудничеству на удаленной основе.

Используйте эффективные средства коммуникации, мессенджеры, чтобы поддерживать связь с редакцией и коллегами.

Планирование. Договаривайтесь о сроках и объеме работы заранее.

Автономность. Разработайте систему организации работы, чтобы эффективно управлять временем и заданиями.

Сроки. Важно соблюдать сроки выполнения заданий. Поддерживайте дисциплину и структуру в работе.

Качество. Сосредотачивайтесь на качестве материалов. Проводите дополнительные исследования, проверяйте факты и обеспечивайте точность информации.

Личный бренд, социальные сети. Активно участвуйте в социальных сетях, публикуйте свои работы, делитесь новостями и интересными материалами.

Создайте профессиональное портфолио, где будут представлены ваши лучшие работы.

Сеть контактов. Важно строить отношения с экспертами и коллегами, редакторами и другими профессионалами в сфере медиа.

Помните, что внештатная работа требует дисциплины, самоорганизации и усилий для поддержания высокого качества ваших материалов. Удачи в вашей журналистской карьере!»