Наш студент из Благовещенска задаёт вопросы и подымает проблемы

Поделитесь в социальных сетях

вопросы-ответыНаш студент из Благовещенска задаёт вопросы и подымает проблемы, которые, возможно, беспокоят многих посетителей сайта, решивших освоить навыки практической журналистики. Предлагаю Вашему вниманию переписку, которую выкладываю с его разрешения:

***

Я за собой заметил, что пишу, как идет «поток моего сознания». Если наболело, то и написать могу много.

Вообще-то журналист должен писать даже на скучные темы. Или когда нет настроения, или даже когда приболел. Для нас это такая же работа как для водителя маршрутки вождение автотранспорта. Но если я не ошибаюсь, Вы писали, что пока не собираетесь работать в редакции. Значит, можете писать по желанию, по настроению, когда есть для этого нужная энергетика.

Только вот все написанное, не могу потом превратить во что-то связанное под определенную идею или желаемую цель.

Можно с самого начала набросать шаблон, структуру или мысленно её представить. А потом как бы заполнять в нужных местах. Например, хотите написать информационный материал. Значит нужен заголовок, описание новости, цитата, вывод и так далее. Идёт поток мыслей? Пишите его, но в нужном месте. Описываете событие – пусть это будет в начале новостной заметки. Есть рекомендации по исправлению ситуации? В конец их, в качестве вывода. И так далее.

Писать я не боюсь, и вы знаете, что написать я могу достаточно. Что же касается редактирования, то максимум, что я могу сделать – это заменить сложные предложения на более простые.

Это уже не плохо. Говорят, что самый благородный знак препинания в журналистике – это точка. Пишите простыми, не сложными предложениями. И нужна практика. Нужно завести свой блог в интернете (у нас будет об это урок). Начните писать свою книгу, вести свою страничку в интернете, готовить материалы для местных газет. Не мучайте себя, не заставляйте, не критикуйте. Пишите для удовольствия, и постепенно, постепенно будет получаться всё лучше и лучше.

Через пару дней я перечитываю текст и понимаю, что НЕ ПОНИМАЮ, а чего я хотел сказать. Даже не смотря на то, что предложений сложных вроде и нет.

Теперь по заданию.

Требуется написать статью по крупным 3-4 событиям моего города/области, затронувших многих жителей.

Вот, что я сделал:

Вспомнил 3 события.

А) В этом году урожай сои и других культур побили все рекорды предыдущих лет. Многие фермеры и руководители сельхоз предприятий отмечают небывалый урожай. Причина – строго по поговорке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

2013 год был годом наводнения. Все, что можно – затопило. Ущерб колоссальный. Трагедия нашего региона была общегосударственной темой.

Вместе с тем, земля, пропитанная водой, в 2014 году дала такой урожай, что покрыла убытки предприятий 2013 года и дала возможность заработать.

Отличная тема, интересная история.

В) В городе Благовещенске открыли новый огромный двух этажный торговый центр, можно сказать – гипермаркет. Единственно, чего нет – так это катка. Само помещение находится не в центре города, можно сказать, больше в промышленной зоне.

Мнение жителей было, что мало кто туда будет ездить, нужных товаров и в центре достаточно и удобнее добираться. Однако, все произошло совсем по-другому: каждый день огромная территория стоянок занята и встать негде. Торговые центры в центре города пустеют покупателями и торговыми фирмами. Предприниматели «наперегонки» устремляются в новый центр.

В декабре центр открыл еще новых помещений. Теперь здание, занимает целый квартал. И даже с учетом новых пристроек – свободных мест для аренды уже нет.

Хорошо подбираете темы/события. Мне интересно читать, хотя я не живу в этом регионе.

С) 2014год наша область приняла участие в программе переселения беженцев с Украины. Наши жители, столкнувшиеся с украинцами лицом к лицу, рассказывают каковы они в работе, отношению к другим людям, к нашему государству, которое помогает им.

Много было «разговоров» об этом на местных форумах новостных каналов.

Актуальная тема, сейчас об этом все говорят и переживают об этих событиях.

А теперь у меня начались трудности, которые я нахожу самыми главными для меня. Я считаю, что они мне не дают начать, не дают точку опоры. Я торможу, что в этом задании, что в написании вообще.

А я хочу научиться брать любую тему и написать интересную информационную статью по ней. Для начала пусть будут универсальные темы. Я не стремлюсь к шедеврам или к областям для меня неизвестным и совсем уж неинтересным.

Сергей, подскажите, пожалуйста – информационная и аналитическая статья – это не одно и тоже?

Нет, это не одно и тоже. Информационный материал – это информация о событии, Вы подробно рассказываете о том, что произошло, сообщаете информацию. В аналитической статье Вы анализируете, высказываете своё мнение, делаете прогнозы. В информационной будет мало Вашего мнения – Вы как зеркало отображаете события, в аналитической будет много Ваших мыслей, прогнозов, оценок.

Итак,

Вот у меня, по заданию, есть три события. Мне нужно написать статью.
Если это НОВОСТНАЯ статья, то эти события не НОВОСТЬ. Из теории я знаю, что если я найду некий повод, деталь, поворот, аспект прошлого события, то я могу сделать НОВОСТЬ и упомянуть об этом событии.
В моем случае – 3 разных события, по которым у меня не находится повод, поворот, аспект, объединяющий все три события. Ну, разве что повод – «Итоги 2014. Главные события». Но это ведь не НОВОСТЬ.

Это не новость. Но и задания не было написать новостной материал. В лиде, в самом начале Вы начинаете писать что-то вроде: «Чем запомнился ушедший год горожанам? Произошло немало событий и всё же можно назвать три, которые так или иначе повлияли на жизнь каждого. И так далее. » А далее Вы пишите то что уже написали когда описывали мне выбранные темы, только нужно написать более подробно.

Если же мне нужно написать статью, наверно информационную, то здесь у меня еще больше затруднений «как начать процесс»

Вот как гуляют мои мысли:

Из теории: ищем тему о чем писать. Ок. Пишем о главных событиях 2014года. Я их нашел. Нашел, правда, только общее название этого события на уровне тезиса.
Теперь нужно преподнести эту информацию, чтобы она была интересна читателям. Моя задача решить, кто мой читатель и под его интересы придумать Идею текста, куда я вставлю свои события.

Вот эта идея – меня и ставит в тупик.

Чтобы найти идею, опять же из теории многих книг и советов журналистов, нужно осмыслить факты/события и т.д. Ок. Это понятно.

А что значит осмыслить??? Понять причины события и его последствия???

Мой мозг не дает никаких идей. Вероятно, ему мало инфо о фактах/событиях, чтобы их осмыслить? Или как-то все по-другому?

Я не психолог, но смею предположить, что Вы очень много думаете, относитесь к типу людей думающих, размышляющих, усложняющих простые вещи. Нужно просто подробно описать те три события, которые Вы указали. Указать больше деталей, привести цитаты чиновников и т.д.

Вот взять мои три события на уровне тезисов.

«Небывалый урожай»,

«Новый и самый большой торговый центр области»,

«Украинцы лицом к лицу»

Я понимаю, что для осмысления мне нужно чего-то больше.

Если требуется больше информации об этих событиях, то в какую сторону «копать»?

Если есть методики, направляющие мысль на поиск определенного вида информации при ее сборе? Если имеются такие, то, что эта за методы?

Только ли ответы на 6 вопросов: «Что, когда, где, каким образом, почему, кто»

Вы начинаете сбор информации по выбранным трем темам. Читаете пресс-релизы, если они у Вас есть. Мы только учимся, можете читать сообщения СМИ и выбирать главные мысли.

Вот сейчас, все что я написал – это «поток сознания».

Я пишу без редактирования. Как из головы идет, так и пишу. Только подбирал некоторые слова.

Надеюсь, что получилось понятно. Хотя сомневаюсь в этом. Декодирование текста происходит всегда с привлечением знаний и опыта читающего, а не автора.

Поэтому я обратился к вам, не столько за журналистикой, сколько за консультацией и помощью разрешить мои затруднения и «подробно показать свою кухню», как бы вы делали тексты, чтобы я мог сравнивать свои действия и мысли, уточнить свой ход рассуждения, уловить суть, лично убедиться, как это все происходит.

Наверно, моя просьба не совсем по графику и плану курса. А может быть, как раз – самая суть для отработки навыка. А дальше можно уже и самому развиваться.

Журналистику выбрал, поскольку нахожу в ней больше практики и знаний для освоения создания текста.

Параллельно я читаю еще синтаксис русского языка, стилистику, теорию текста, дабы научиться делать предложения связанными и выразительными, а мысль законченной.

Вот такие у меня дела.

Сергей, помогите, пожалуйста, снять мои барьеры. Спасибо.

Вы очень серьезно подходите к обучению. Это и хорошо и плохо одновременно. Журналист всегда работает с какой-то информацией. Например, он побывал на пресс-конференции, или ему прислали пресс-релиз (готовый текст) или ему нужно осмыслить какой-то вновь принятый Закон и т.д.

Три простых этапа:
1. Читаете, смотрите, впитываете информацию.
2. Для себя отмечаете главную информацию, которая будет в Вашем материале
3. Интересно об этом пишите.

Всё остальное – детали. Лид, подзаголовки, заключения, врезки – это всё уже технические детали.

Записаться на дистанционный курс журналистики можно на странице курс.журналистика-обучение.рф Для получения рассылки с самыми интересными и полезными статьями о журналистике, копирайтинге, фрилансе, конкурсах и грантах введите свой электронный адрес и оформите подписку:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>