О самом ценном ресурсе современности, или Источники информации в работе журналиста

Мария Умарова, специально для Школы журналистики

Пресс-релиз – это официальное сообщение пресс-службы государственного органа либо иной компании или учреждения по поводу ожидаемого (пресс-анонс) или прошедшего события (пост-релиз), обычно содержащее логотип компании («шапку»), заголовок и лид, основное сообщение и телефоны контактного лица. От себя добавлю, что в наши дни, пожалуй, эффективнее писать готовые инфозаметки, которые потом будут опубликованы как есть в информагентствах. Мало кто из журналистов как-то творчески перерабатывает пресс-релиз, обычно предпочитают готовую новость)))

Пресс-служба – это, если говорить своими словами, посредник между компанией/учреждением и журналистами. Она же – мини-редакция для подготовки ежедневных новостей о деятельности организации.

Источники информации для журналиста – это:

  • ежедневно получаемые пресс-релизы. Поэтому журналисту стоит позаботиться о том, чтобы его включили в список рассылки нужных организаций;
  • информация «с поля», причем самая разнообразная. Пригласили на концерт (открытие торгового дома, итоговую пресс-конференцию, встречу победившего на Олимпиаде спортсмена, благотворительный вечер) – хороший журналист везде найдет инфоповод, чтобы заинтересовать читателя и создать «эффект присутствия». Вполне возможно и так, что идет себе журналист, видит что-то неординарное, тут же звонит редактору, согласует тему и пишет материал.
  • аналитическая информация. Отчет компании за год либо публикуемые в открытых источниках сухие статистические данные, переработанные и систематизированные, «выливаются» в весьма полезный рядовому читателю аналитический материал типа «Где купить самый недорогой и качественный утюг».
  • сообщения, письма, звонки читателей. Собственно, дай им волю, и читатели вас будут вызывать по любому поводу вплоть до болезни любимой собачки. А так – несправедливость на работе, халтурящий КСК, жуликоватые продавцы в мясном ларьке – мало ли поводов просить помощи у любимого СМИ. Зачастую это даже эффективнее, чем катать жалобы «в инстанции».
  • В последнее время журналисты охотно ищут поводы и в соцсетях, на блог-платформах, объявлений в ОЛХ и т.п. Вчера только моя знакомая увидела любопытную новую лексему «тойгустатор», вспомнила любимые фразочки тойгустаторов, написала очередной пост в «Ювижн» — и его тут же попросили для размещения на «Нур.кз». Такие новости, как правило, малоинформативны, но зато их с удовольствием читают и обсуждают, а значит, увеличивается популярность издания.

Источников информации может быть великое множество, зависит от характера СМИ. Задача репортера – не пропустить хороший инфоповод и создать интересный материал. И какая разница, что послужило источником, хотя бы даже это и были рассказы любимой бабушки?