Конвергентная и мультимедийная журналистика

Слово «конвергенция» звучит напористо и агрессивно. И вполне отражает характер новостной конвергентной журналистики. А вот перевод этого  латинского слова «convergo», напротив, ласкает слух и обнадёживает — «сближаю». Что же такое конвергентная журналистика?

Это журналистика, в которой воедино сливаются разные информационные и коммуникационные технологии, такие как, например, сайт, радио в интернете, телевидение и т.д.

Лично я это поняла не сразу и сугубо через практику. Недавно вместе со своими учениками, юными журналистами, я отправилась на один из известных в России фестивалей СМИ. В первый же вечер мы забрели на территориально близкий к нам мастер-класс, даже не успев заранее узнать  его тему. И понеслось! Тренеры быстро, технично, информационно насыщенно подавали тезисы о том, как правильно составлять заголовки и писать новости. Делали упор на правила подачи новостей и грамотное использование кликабельных слов.

Суть рекомендаций сводилась к тому, что идеальный новостной заголовок содержит до 6 слов. Среди них должен быть «сильный» глагол (никаких возвратных форм, модальных слов, вместо глаголов несовершенного вида – совершенный) и слова, которые пользователи часто ищут в запросах. Если речь идёт о публичной и хорошо известной личности, пишем в заголовке её имя. Если имя само за себя не говорит, прибавляем к нему упоминание профессии или иного рода деятельности.

Информацию мы усвоили. И тут же получили задания разойтись по разным мастер-классам, посмотреть, что там происходит и быстро, в течение полутора часов принести в редакцию новости. На вопрос, в каком виде они должны быть поданы, нам ответили: «Во всех возможных: фотоматериал, статья на сайт, телесюжет, статья в газету».

И мы поняли, что можем использовать всё, что под рукой. Никаких запретов! Нет профессионального фотоаппарата – хватай телефон и снимай на него. Главное – успеть первым разместить новость, да не в одном месте, а везде, где ищут информацию пользователи Интернета.

Вот это и есть то самое сближение, о котором сообщает нам слово «конвергенция». Мультимедиа-средства в конвергентной журналистике не спорят друг с другом, а помогают как можно быстрее распространить одну и ту же новость/информацию. И мастерство журналиста заключается в том, чтобы не повторяться, а адаптировать полученный материал к разным задачам: статья на сайт, в газету и закадровый текст телесюжета, безусловно, будут различаться. Сделать всё это в одиночку сложно, но возможно. А если есть помощники, то процесс погони за новостями станет увлекательным и азартным делом.

Конвергентная журналистика не ограничивается одними только новостями. Создание мультимедийных историй происходит по тому же принципу. Однако суть конвергенции ярче всего проявляется именно в новостной сфере. И тут главное – чтобы исправно работал Интернет. Тогда вы будете первыми, и вас непременно заметят.

Мультимедийная журналистика

В первых двух уроках нашего курса «Основы журналистики» мы рассказываем об информационном поводе и самых популярных жанрах, в том числе о новостной заметке. А третьем уже переходим к мультимедийному формату журналистских материалов.

Мультимедийная журналистика использует разные форматы медиа, такие как фотографии, текст, видео, каррикатуры, аудио и т.д. и т.п. Сейчас корреспондент вынужден быть универсалом. И хотя от сотрудника печатного или интернет-издания в первую очередь редакция ждет текст и фотографии, ему может понадобиться куда более обширный багаж навыков.

Мультимедийная журналистика — это способ подачи материала с помощью разных форматов. Тема одна, а раскрывается и подается она, как мы уже говорили, с помощью текста, фотографий, видео, инфографики и разных интерактивных «штучек», которые могут быть размещены на сайте.

В современных редакциях уже работают не только журналисты, редактор, корректор, верстальщик и фотокорреспондент. Им помогают веб-дизайнер, художник и сотрудники, которые работают с видео/аудио материалами и социальными сетями. Вы не должны быть универсальным журналистом, умеющим делать всё, но нужно, по крайней мере, знать об этом в общих чертах.

Например, первые шаги в этом направлении можно сделать в программах, встроенных в ваш Windows, которые есть на каждом компьютере. В зависимости от версии вашей операционной системы они называются по-разному. Например, в Windows-10 это «Фотографии» и «Видеоредактор». С их помощью можно обрезать, повернуть, улучшить изображение и видео. Не составит особого труда найти и подходящие приложения для мобильного телефона в Play Market для Android и App Store для iPhone. Например, нормальным приложением для монтажа видео является приложение InShOt.

Если вы освоите изготовление инфографики и приобретете другие полезные навыки вам это, безусловно, пригодится в будущем. Кстати, например, чтобы сделать инфографику не обязательно владеть в совершенстве графическими компьютерными программами, вполне можно обойтись онлайн-сервисами.

Ирина Морозова, Виктор Белов