Пример журналистского расследования. Метод внедрения

Журналистское расследование — вид журналистики, в ходе которой журналист расследует какое-то запутанное дело. Он работает с документами, опрашивает людей, порой даже использует метод внедрения (скрывает что он журналист и выдает себя, например, за обычного курьера или пытается устроиться на работу в определенную организацию). Цель журналистского расследования — узнать и придать огласке что-то скрываемое, что представляет интерес для общества.

Давайте рассмотрим на примере. В редакцию приходит электронное письмо, в котором говорится о том, что на одном из местных заводов пищевой промышленности царит антисанитария, используется труд нелегальных мигрантов, в том числе трудовой эксплуатации подвергаются несовершеннолетние. И хотя это сообщение может быть шуткой, клеветой или как минимум является вредительством конкурентов, редакция принимает решение провести своё журналистское расследование.

Как выяснить реальное положение дел на этом предприятии? В каждом отдельном случае действия могут быть разными. Но в нашем примере один из молодых корреспондентов редакции хочет применить «метод внедрения». Он устраивается рабочим на это предприятие с испытательным сроком и в течение нескольких дней исправно ходит на работу, своими глазами наблюдая за происходящим. В результате в его руках оказывается огромный объем информации в виде собственных наблюдений и сделанных фотографий, а также рассказов других сотрудников.

Журналистские расследования, в том числе внедрения — это долго, дорого и сложно. Но есть редакции, которым это интересно и есть журналисты, которые этим занимаются. Кстати, внедрение еще проще осуществить, если журналист хочет написать о получении государственных услуг, о какой-то религиозной организации, очередной финансовой пирамиде или иной структуре, вход в которую открыт для любого желающего. Внедряться не обязательно, часто журналистское расследование можно провести, опираясь на изучение документов, визуальное наблюдение, разговор с очевидцами.