Рецензия: типы, структура, значимость

план рецензииЕлена Гуляева

Слово «рецензия» имеет латинские корни и означает отзыв, оценку, сообщение о чем-либо. Если речь идет о жанре периодической печати, то подразумевают критический отзыв о произведении науки, литературы, искусства, кинематографа. Формы могут варьироваться, но суть рецензии одна – выразить отношение автора к тому или иному труду.

Чем же рецензия отличается от других газетных жанров? Дело в том, что предметом рассматриваемого жанра выступает информационное явление (спектакль, книга, художественный фильм, телевизионная программа), а не факты действительности, на которых основаны репортажи, очерки, зарисовки. Отзывы в прессе о новых фильмах, книгах и вернисажах всегда пользуются спросом  аудитории, поэтому редакторы периодических изданий должны учитывать этот факт. На сегодняшний день различают два типа рецензий:

— мини-рецензии, целью которых является обращение внимания читателя на новинку в области музыки, искусства или киноиндустрии, объем, как правило, составляет не более двух страниц машинописного текста;

— профессиональные рецензии, которые отличаются внушительным объемом и публикуются в специализированных изданиях.

Рассмотрим структуру данного жанра. Журналисту следует помнить о следующих обязательных компонентах рецензии: предмет анализа, актуальность выбранной темы, краткое содержание, оценочная часть и выводы. Остановимся более подробно на каждой из частей. В предмете анализа следует обозначить, что представляет собой данная работа: статью, дипломный проект, диссертацию и др. Автору необходимо четко понимать, к какому жанру относится текст, подвергаемый анализу, поскольку от этого будет зависеть общая оценка и значимость проделанной работы. Актуальность темы подразумевает важность вопросов, их значимость для решения проблем в области культуры, науки и др. Краткое содержание – умение осмыслить прочитанное, услышанное или увиденное, соединить с ранее полученными знаниями. Автору необходимо емко изложить содержание работы в сочетании с его собственным критическим анализом. В оценочной части обычно отмечаются достоинства рецензируемой работы: глубина раскрытия темы, наличие иллюстраций и конкретных примеров, аргументированность выводов, стиль изложения. После этого критик начинает выявлять недочеты, но в максимально корректной форме, чтобы не превращать отзыв в настоящий «разнос». Выводы в рецензии представляют собой практическую ценность работы, возможность применения результатов, полученных в процессе исследования и др.

Что служит так называемыми «кирпичиками» рецензии? Во-первых, журналисту следует указать точное название анализируемого произведения, имя режиссера, сценариста или писателя, другие существенные детали. Во-вторых, рецензия – это не сухая передача содержания книги, кинокартины или спектакля. Автору необходимо найти оригинальный ход, чтобы пробудить любопытство аудитории. К примеру, обратиться к методу аналогии, суть которого заключается в том, что журналист затрагивает актуальные вопросы, отталкиваясь от сюжета того или иного произведения. Задача автора – показать «изюминку» в выбранном произведении, при этом текст может носить и отрицательный, и положительный характер.

Для кого же пишутся рецензии? С одной стороны, аудитория хочет понять, что ей предлагает режиссер, художник и т.д. С другой стороны, критический отзыв нужен самому автору фильма, книги или научного труда, чтобы сравнить собственное представление о творчестве с впечатлениями другого человека. Профессиональный разбор произведения зачастую не вызывает интереса широкой публики, а отзыв, ориентированный на типичного читателя или зрителя, может показаться поверхностным автору произведения или другому критику. Умение писать интересными словами о сложном предмете для коллег, широкой аудитории и самого автора приходит с опытом. Авторитет критики достигается принципиальным отношением к труду, а также стремлением к аргументированному и объективному анализу, о чем следует помнить начинающему журналисту.