Стендап и синхрон в телерепортаже

Пожалуйста, поделитесь этой статьей на своей страничке в социальной сети

стендап телевидениеЕлена Гуляева

Термином «стендап» обозначают работу корреспондента в кадре. Репортер находится непосредственно на месте события, вокруг него кипит жизнь, а доказательство его присутствия, в свою очередь, обязывает аудиторию поверить в подлинность озвученной информации. Уважения заслуживает журналист, за спиной которого можно увидеть разбившийся вертолет, работу пожарной и медицинской службы, а не диктор, читающий с листа бумаги скудные данные о чрезвычайном происшествии со ссылкой на информационное агентство.

Для применения стендапа подходящей будет ситуация, если репортер или редакция, в которой он трудится, имеет собственное мнение о происходящем, но нет возможности подкрепить тот или иной факт видеоматериалом. К примеру, есть такой текст: «В сезоне весна-лето 2017 года актуально сочетание платья из шифона и белой спортивной обуви. Данная тенденция впервые появилась на подиуме в Париже в 1920 году». Видеоряда той коллекции, разумеется, в наличии нет. В этом случае допускается снять сюжет у здания в Париже, где несколько десятилетий назад прошел легендарный показ. Возможно, в нем сейчас расположен музей моды, на фасаде размещена памятная доска с упоминанием о событиях тех лет и др. Кстати, зрителем фиксируется и факт присутствия журналиста, что позволяет выполнить ряд задач: связать между собой место происшествия и эпизоды, обратиться к зрителю напрямую, высказать корреспондентский прогноз по поводу развития событий, поделиться эмоциями и впечатлениями, наглядно продемонстрировать какие-либо действия.

В некоторых случаях стендап предпочтительно снимать при движении камеры или изменении фокусного расстояния объектива. Если оператор является настоящим профессионалом своего дела, то стендап получится эффектным и позволит сделать сюжет более наглядным. К примеру, используя возможности панорамной съемки. Постановка кадра находится в прямой зависимости от того, что расположено на заднем плане. Это может быть крупная деталь (стела с высеченным на ней текстом, указатель с названием населенного пункта), на фоне которой допустимо снять журналиста крупным планом. Если же имеется широкий вид (место, где происходили сражения, сгоревшие здания), то следует снять репортера в общем кадре. Стендап, в котором видеокамера статична, а корреспондент активно движется, используется крайне редко. Согласитесь, выглядит  странно, когда человек с микрофоном дефилирует по пепелищу, рассказывая о страшном пожаре, унесшем жизни нескольких человек.

Стендап может открывать сюжет, вписываться в середину материала, построенного на закадровом тексте, или же заканчиваться им. Идеально, если так называемый начальный стендап выполняет две основные функции: снабжает аудиторию небольшой информацией о происшествии и демонстрирует  присутствие репортера в центре события. Конечный стендап разумно применять для журналистского анализа, прогнозов и выводов. Кстати, в данном случае репортаж должен завершаться представлением телекомпании или членов съемочной группы. Обычно называют имена и фамилии корреспондента и оператора, в особых случаях упоминается название программы или место, где происходит съемка. Стендап, вплетенный в середину репортажа, обычно выполняет роль связующего звена между фрагментами, построенными на закадровом тексте. Если же репортер появляется в кадре только с одним представлением, то это является показателем некомпетентности.

Теперь давайте поговорим о синхроне. Для сотрудника газеты, радио или журнала интервью – достаточно простой жанр. На телевидении дело обстоит иначе. К примеру, в процессе редактирования интервью на радио можно вырезать лишнюю информацию, слова-паразиты, междометия. В прямом эфире такой «фокус» не пройдет. Интервью на телевидении – синхрон, что предполагает синхронизацию видео- и аудиоматериала. Для короткого репортажа приемлемо использование целого фрагмента текста. На практике же часто бывают ситуации, когда гость озвучивает принципиально важные моменты раздельно: в начале разговора, затем в конце. В подобных случаях на помощь приходит монтажное редактирование, хотя возможности этого метода ограничены. Как поступить корреспонденту в такой ситуации? Первостепенная задача – разговорить своего собеседника, чтобы в первые минуты услышать то, что вам нужно. Если человек изначально не настроен на диалог, то газетчик напишет, к примеру, следующее: «Первый помощник главы администрации городского округа – город Волжский от комментариев отказался». Но возможности телевидения богаче. В этой ситуации важна работа оператора — в кадре можно показать чиновника, демонстративно отворачивающегося от объектива камеры или же отмахивающегося от микрофона.

Записаться на дистанционные курсы "Основы практической журналистики" и "Современная журналистика" можно на странице курс.журналистика-обучение.рф Для получения рассылки с самыми интересными и полезными статьями о журналистике, копирайтинге, фрилансе, конкурсах и грантах введите свой электронный адрес и оформите подписку:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>