Как зарабатывать, сотрудничая со СМИ

Добрый день, коллеги! Мы не оговорились — людей, которые пробуют писать и публиковаться, мы уже называем журналистами. Сегодня мы будем учиться сотрудничать со СМИ и зарабатывать.

Для начала вам нужно немного заняться самообразованием. Вам нужно освоить общие принципы написания новостной заметки, интервью и репортажа с места событий. Для начала этого будет достаточно. В интернете много информации, поищите её, пользуясь поисковиками или через форму поиска на нашем сайте.

Вот вы освоили теорию и начали писать. Что дальше? Пора публиковаться. Начнем с самых простых вариантов – местные газеты и местные новостные сайты. Вы пишете материал и отправляете в редакцию по электронной почте, сопроводив его небольшим сообщением. В письме вам нужно представиться, написать что вы хотите сотрудничать с изданием на внештатной основе и спросить платят ли они гонорары. Можно просто написать сообщение, напрашиваясь на внештатное сотрудничество, а потом уже обсудить темы и написать свой первый материал. Или сходить в редакцию, если вы человек общительный и решительный.

Пишите, отправляйте сообщения в разные СМИ и напрашивайтесь на сотрудничество до тех пор, пока ваши тексты не начнут публиковать. На первых порах собирайте все свои публикации и ссылки для портфолио. В новых редакциях у вас могут попросить показать что вы уже писали.

Не стесняйтесь спрашивать о гонорарах, любая работа должна оплачиваться. Приведем усредненные расценки в странах СНГ в обычных городах, не в столицах, где оплата выше. Внештатник получает примерно от 10 до 60 долларов США (на данный момент это примерно от 1000 до 5000 рублей) за один опубликованный материал в зависимости от страны, города, уровня СМИ.

Чуть позже вы можете попросить редакцию направлять вас на какие-то мероприятия и подсказывать вам что и где происходит. Не исключено, что эта инициатива будет воспринята одобрительно и вскоре вас отправят на концерт, семинар, конференцию или еще какое-нибудь мероприятие. Не робейте, берите по возможности с собой фотоаппарат, блокнот, ручку, диктофон или смартфон с приложением «диктофон». Всё фиксируйте, а дома спокойно печатайте.

Итак, сейчас мы рассмотрели вариант внештатной работы. Позже, при желании, вы можете поискать работу корреспондента в штате. Вооружитесь резюме и подбором своих публикаций (если есть сертификаты о прохождении курсов или семинаров по журналистике — тоже возьмите), пишите письма в редакции или отправляйтесь туда лично. При определенном уровне настойчивости и везения вы можете вскоре начать работать в редакции газеты или новостного интернет-издания.

Какие еще есть варианты? Копирайтинг – хитрое слово, которое многим уже знакомо. То есть, написание текстов для сайтов. Здесь много нюансов. Не советуем в интернете искать биржи копиратийнга, в них сложно разобраться и платят новичкам там копейки. Лучше напрямую предложить администраторам/редакторам сайтов свои услуги по написанию статей. И здесь в зависимости от тематики издания вам предстоит писать о спорте, продуктах питания, политике или любой другой теме.

Также есть возможность удаленной работы на крупные издания. Например, вы находитесь в небольшом населенном пункте, тогда можете писать для СМИ областного центра. Живете, например, в Красноярске – пишите для московских, федеральных изданий. Живете в Караганде – пишите для газет и сайтов Астаны, республиканских СМИ.

Мы понимаем, что для новичка в журналистике всё кажется сложным и непонятным. Но на самом деле всё проще, чем вам кажется. Освойте теорию, начинайте писать и публиковаться, потом вы сможете сделать окончательный вывод – нравится ли вам журналистика, получается у вас или нет.

А пока посмотрите старенькое, но познавательное видео о том как проходит день в крупном печатном издании. Сейчас мало что изменилось. В небольшой газете принцип работы редакции тот же, только количество сотрудников меньше.

С уважением, Сергей Барановский и целая бригада соратников, которые помогают мне каждый день в реализации проекта «Школа журналистики».