Журналистика будущего. Какой она будет?

Иногда мы проводим коллективные бесплатные курсы по основам журналистики и специальным темам, таким как фактчекинг, мобильный репортаж и т.д. Чтобы не пропустить такие курсы, следите за нами в Инстаграме https://www.instagram.com/journalism_training/ и ВКонтакте https://vk.com/journalism_training. На одном из таких курсов, после пройденного обучения, мы попросили наших студентов поделить своим видением будущего журналистики. Ниже выдержки из их ответов, а в самом конце — мнение наших специалистов.

Участница Майя считает, что журналисты и СМИ манипулируют информацией и тем самым оказывают сильное влияние на своих читателей и зрителей. 

«Иногда так хочется позитивной информации. Вы можете представить своё обычное утро? С утра бросаются в глаза новостные заголовки о драках, финансовых проблемах, о конфликте в Украине… Становится тревожно», — пишет она.

Она считает, что в будущем также будут профессиональные журналисты и дилетанты, настоящие профи и пропагандисты.

Участник Ислам считает, что в условиях нынешней устаревшей денежно-кредитной системе ресурсы, деньги и средства распределяются неравномерно.

«Сегодня на рынке коммуникации и СМИ доминируют компании, такие как Google, Apple, Samsung, BBC, CNN и другие. Они и диктуют новости, подают через свои службы информацию в нужном свете, проще говоря, манипулируют нами», — говорит он.

Также Ислам отмечает растущее давление на журналистов, в том числе угрозы, шантаж, запугивание, судебные преследования по надуманным причинам.

«Но есть и позитивная сторона, — говорит он. — Мир благодаря технологиям меняются. Уже сегодня каждый из нас может быть журналистом в своем селе, в родном городе. Можно выложить видео c пьяным шатающимся сотрудником полиции на You Tube. Тогда никакая дисциплинарная комиссия не оправдает его. Можно поставить «лайк» на посты об общественно значимых проблемах, собрать подписи гораздо быстрее».

Он уверен, что в будущем будет много региональных СМИ, местных профессионалов, а понятие автономности и самостоятельности регионов будет главенствовать даже в журналистике. Центральный аппарат цензуры просто не сможет всем запретить и за всем уследить.

Анна также уверена, что с развитием новых технологий журналистика станет совершенно другой.

«Технические возможности наших современников намного превосходят те, которые были в распоряжении журналиста какие-то пару десятков лет назад. Высокоскоростной интернет, передача данных прямо с места событий уже обеспечивают оперативность репортажей. В будущем журналисты смогут использовать множество гаджетов, облегчающих их работу», говорит она.

Анна считает, что в будущем больше внимания будет уделяться интернет-журналистике, а полевые корреспонденты будут менее востребованы, так как «получить необходимые материалы можно будет буквально из воздуха».

«Конечно, в труднодоступных местах и «горячих точках» по-прежнему нужно будет присутствие человека, но уже не с фотоаппаратом и диктофоном, а с пультом дистанционного управления от летающей автономной камеры», — написала она в своём письме.

 Другая участница Гаухар искренне удивляется современным технологиям и тому как они меняют мир. 

«Есть вероятность, что через 20 лет мы увидим новое поколение журналистов. А это означает: благодаря технике и технологиям журналистика будет развиваться». — уверена она.

Гаухар отмечает, что люди будут получать востребованную информацию мгновенно, будут прямые трансляции с любой точки мира, радиожурналистика поднимется на новый уровень.

Диана уверена, что журналистика будущего — это несомненно журналистика высоких информационных технологий.

«Медиатехнологии будут составлять основу любой новости, причем журналист помимо прочих навыков должен будет сам обладать достаточными техническими знаниями, чтобы работать с ними и создавать высокотехнологичные элементы», — написала она в своём сообщении. 

Александра считает, что за ближайшие 20 лет всё изменится не так уж сильно.

«Будет все та же конкуренция, желание первым опубликовать какую-то новость. Единственным изменением может стать развитие технологий. То есть увеличится скорость обработки данных и будет еще больше доступа к информации», — делится она своим мнением.

От Школы журналистики: Все участники уверены, что журналистика будет развиваться благодаря современным технологиям и это несомненная правда. Также многие отмечают манипуляции в СМИ и пропаганду, которые будут только усиливаться с годами. Мы считаем, что это действительно так.

Чтобы понять какой будет журналистика и работа журналистов через 10 лет, надо заглянуть в ближайшее прошлое и оценить уровень перемен. При этом надо учитывать, что развитие технологий ускоряется. Как всё будет в 2030 году? Для это посмотрим как было лет 20 назад. Тогда в нашей редакции из 7 сотрудников трое писали статьи на бумаге, а затем офис-менеджер набирала их тексты на компьютере. Компьютеры в редакции были, но интернет был слабенький. Дома у журналистов компьютеров не было. У нас в руках были кнопочные телефоны и массивные диктофоны. Страничек в социальных сетях у редакции не было. Но специфика работы была такой же — новости, комментарии, интервью, посещение мероприятий. Только не было онлайн-трансляций. Примерно так мы и шагнем в будущее — с еще более крутыми технологиями, но с неизменной базой. А эта база журналистики заключается в информировании людей, подготовки новостей и материалов в разных форматах. Только появятся новые способы и формы передачи информации.

Информация для потребителей будет максимально подобранной, то есть если вас интересует фитнес, новости из Новосибирска и голливудские фильмы, то такие новости и будут в вашей ленте. Каждый из нас будет находиться в своем «информационном пузыре». Например, благодаря разным СМИ и однобоко подобранной информации одни будут считать, что россияне обожают Путина, а другие будут убеждены в поголовном оппозиционном настрое общества. Поэтому еще актуальнее будет необходимость обладать критическим мышлением и сознательно находить и отбирать информацию, быть более медиаграмотными людьми.

Скорее всего, будущее за видеоконтентом и VR-технологиями. Виртуальная реальность и дополненная реальность придут и в журналистику. Безусловным трендом является «интернет вещей», то есть предметы, люди и организации будут подключены к интернету и будут общаться между собой. Условно говоря, холодильник сам сообщит в магазин о необходимости закупить куриные яйца, списание средств произойдет автоматически, а курьер или дрон доставят продукты до вашей двери. В журналистику эти технологии также придут.