Журналистский конвейер

Основам журналистики может научиться каждый. «Школа журналистики» и «Молодежный центр реконструкции и развития» приглашают вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика». Запись на странице курс.журналистика-обучение.рф.

конвейерТворческая составляющая, конечно, есть в журналистике, но гораздо больше в деятельности журналиста кропотливой работы и следования неким алгоритмам.

 

Журналист – это не писатель, который что-то там пишет, то, что его душе угодно. На самом деле журналиста можно сравнить с рабочим, который трудится на производстве по выпуску газет или ТВ-передач.

В своих лекциях профессор МГУ Третьяков неоднократно говорит о том, что журналистика – это конвейер, на который поступают стандартные детали. Проработав десяток лет в журналистике, с этим невозможно не согласиться.

Есть хороший рабочий, и есть плохой рабочий. Хороший рабочий сделает нужную деталь быстро и с минимальными погрешностями. Также и с журналистами. Оценивая их работу, мы оцениваем не только красоту и удобочитаемость текста. Мы оцениваем их работу комплексно как труд рабочих, стоящих у конвейера. Навыки, скорость, количество ошибок, квалификация и т.д.

Жанры – это некие стандартизированные «детали», которые помогают журналистам при подготовке материала, и удобны для потребителя в плане восприятия информации. Если Вас как читателя интересует чье-либо мнение, то Вам нужно прочитать интервью этого человека. А если Вас интересуют факты, то для Вас предпочтительнее репортаж или информационная заметка.

Как и в случае с рынком товаров и услуг, где потребности рождают предложения, в журналистике всё происходит по похожему сценарию. В первую очередь людей интересует «Что случилось?» или другими словами «Не случилось ли что-нибудь?». Для удовлетворения этой потребности существует жанр «информация» или «информационная заметка». Это описание каких-либо событий, происшествий. Приехал в такой-то город президент, произошел взрыв или принят закон – примеры информационных поводов. Также и с другими жанрами.

И не стоит забывать, что всё это происходит в рамках постоянной конкуренции между СМИ. Одновременно работают несколько «конвейеров» и информацию нужно подать быстрее, «товар» должен быть более качественный и по приемлемой цене. Во многом это зависит от журналиста, человека, безусловно, творческого, но работающего на монотонном медиа-конвейере.