Мы в первую очередь будем писать о видео для соцсетей, сделанных журналистами — для страничек СМИ или своего блога. Но эту информацию можно использовать с пользой и всем остальным. Не важно вы ведете свой блог или продвигаете себя как мастер-парикмахер, в создании таких видео есть много общего. Да, грань между журналистикой и нежурналистикой в современом мире сглаживается.
Как обычно, для начала мы успокаиваем, чтобы не было тревоги и «зацепки за идеал». Видео снять просто, любой человек с этим справится. Но если вы будете знать некоторые моменты и учтете важные нюансы, то видео получится более качественным и интересным, получит больший отклик у зрителей. Давайте мозговым штурмом пройдёмся по самым очевидным, и менее очивидным моментам.
1. Идея. Всё начинается с задумки. Допустим, видео будет просто дополнять ваш журналисткий материал о состоявшихся праздничных гуляниях на Масленницу. Подойдет любое прикольное, интересное видео. Какие-то игры или сжигание чучела. А может вы захотите задать вопросы жителям города, которые пришли на праздник. Но иногда вступает в свои права его величество случай. Что-то интересное, прикольное произошло на ваших глазах и вам удалось это снять. Даже на страничках СМИ такое публикуют, хотя это и не журналистский материал.
Этот текст мы пишем не только для журналистов, у которых цели информировать и иногда развлекать, поэтому упомянем и другие случаи. Ваша идея должна перекликаться с целью. Может вы хотите в своем видео что-то продать, или просто набрать подписчиков с помощью интересного видео, а может научить чему-то свою аудиторию. Поставьте одну цель, не нагнетайте множество смыслов в одно видео, особенно если оно короткое. Если же это длинный формат, интервью, то там можно сделать рекламные вставки.
2. Как и в случае с журналисткими материалами, вы должны понимать свою целевую аудиторию. Кто будет смотреть ваше видео? Одно дело состоявшиеся бизнесмены и совсем другое дело, если это школьники. У вас в уме должно быть какое-то усредненное описание вашего зрителя. Например: молодые девушки, студентки местных вузов. Понимание своей аудитории позволит сделать более релевантное (подходящее) для зрителей видео.
3. Уникальный контент. Не копируйте чужие идеи бездумно. Как говорится, «воруй как художник». Какие сейчас есть тренды? Что вам понравилось? Возьмите идею и сделайте по-своему. Обязательно нужно внести какую-то свою уникальность.
4. Как правило, нужно хотя бы в уме набросать сценарий, раскадровку вашего видео. Допустим, так: 1. Стендап, расскажу кратко о мероприятии. 2. Сниму массовку. 3. Задам один и тот же вопрос трем участникам. 4. В финале сниму салют. Любой план (даже плохой, сырой) лучше, чем отсутствие какого-либо плана.
5. Подготовьтесь технически. Зарядите смартфон или проверьте заряжена ли полностью батарея вашего фотоаппарата. Возможно, вам потребуется еще что-то (штатив, стабилизатор). Протрите объектив перед самой съемкой. Определитесь будете снимать горизонтальное или вертикальное видео. Нужен ли вам дополнительно петличный микрофон?
6. Как и в случае с фотографиями, когда мы советуем снимать много, чтобы было из чего выбрать, так и в ситуации со съемкой видео. Снимайте много, но в меру. Если отснять безумное количество длинных видео, то можно потерять потом очень много времени и сил на отбор лучших моментов и монтаж. Снимайте с разных ракурсов, снимайте разное и по-разному, чтобы в вашем видео потом было чередование — крупный и средний план, массовка и один человек, и т.д. Самый простой и почти идеальный вариант — снимать короткие видео на меропиятии (по 5-10 секунд), которые потом можно быстро собрать в конечный вариант в любом видеоредакторе (например, в приложении InShot).
7. Ориентируйтесь на определенный хронометраж. В социальных сетях люди не могут долго удерживать своё внимание. Как правило, от 15 секунд до 1 минуты — этого достаточно. И только в случае длинных интервью или учебных видео, опубликованных где-нибудь на YouTube, можно замахнуться на куда более длинные видео.
8. При съемке обратите внимание на детали. Убирайте всё лишнее из кадра. Снимаете в студии или домашней обстановке — уберите всё лишнее, создайте опрятную обстановку, которая соответствует задумке видео. Снимаете на улице или на мероприятии — попросите встать человека в определенном месте или просто слегка переместите свой смартфон, чтобы из головы человека не торчало дерево или в кадр не попали ненужные люди.
9. Творите при монтаже. Подумайте в какой последовательности разместить отснятое. Только если речь идет об интервью, то не следует «тусовать карты», менять местами фрагменты, здесь нужно сохранить последовательность. Еще раз просмотрите, перед тем как сохранять итоговый вариант.
10. Поработайте со звуком. Важна не только картинка, но и звук. Сейчас есть интернет-сервисы, нейросети, с помощью которых можно заметно улучшить звук, убрать посторонние шумы. Но лучше сразу записывать звук качественно. Современные смартфоны хорошо записывают звук, но иногда лучше воспользоваться «петличкой» (микрофонфик, прикрепляемый к человеку на одежду). Микрофоны хороши, например, для подавления шума ветра, для этого на них есть паралоновая насадка. Она же помогает убирать некоторые дефекты речи и неприятные звуки, которые бывают при нечетком произношении.
Также уделите внимание музыкальному спровождению. Не всегда оно уместно, но во многих случаях ненавязчивая музыка пойдет вашему видео на пользу.
11. Если в видео говорят люди, то лучше добавить текстовое сопровождение, субтитры. Порой люди смотрят соцсети без звука или в условиях постороннего шума. Субтитры помогают понять о чём идет речь. Также можно использовать всплывающие подсказки, например, информацию о герое интервью. Сказанные им интересные фразы и выражения также можно вывести на экран в виде текста.
12. Цветокоррекция. Сложная тема. В теории обработав своё видео в редакторах, можно сделать его лучше. Но по нашему опыту можем сказать, что предлагаемые бесплатные инструменты в видеоредакторах хотя и меняют картинку изображения, но почти никогда не делают её заметно лучше. Фильтры при записи себя в ходе стендапа (репортерская стойка) тоже допустимы, главное чтобы вы выглядели естественно.
13. Публикация. Еще раз просмотрите своё готовое видео и при необходимости внесите правки. Всё, можно публиковать. Не забывайте что на разных платформах лучше «заходят» разные видео и форматы. Вы можете адаптировать своё видео, если публикуете его на разных интернет-площадках. Например, сняли горизонтальное видео для сайта, а потом сделали из него вертикальное, обрезав края, и разместили в соцсети. Или на YouTube опубликовали длинное видео, а для соцсетей нарезали самые интересные места и сделали несколько коротких роликов.
14. Добавьте в ходе публикации описание видео, какие-то дополнительные подробности и хэштеги. Можно здесь сделать призыв — подписаться, поставить лайк, написать комментарий.
15. Анализируйте, делайте выводы и меняйтесь. Обязательно отслеживайте свои публикации — охваты, количество лайков и комментариев. Делайте выводы что было снято хорошо, а что получилось хуже. Что востребовано у вашей аудитории, а что дает маленькую вовлеченность.
16. Практика, практика и еще раз практика. Да, надо поучиться, набраться теории никогда не помешает. Но самое главное — практиковаться, снимать, делать выводы, учиться на ошибках и вновь снимать. Поверьте, будь то тексты, фотографии или видео, если постоянно практиковаться, то результат будет всё лучше и лучше.