Как фотография пришла в журналистику: предпосылки и история

Анна Коротченкова

В фотожурналистике, как и в журналистике, существуют свои жанры. Кто-то может подумать, что фотография пришла в журналистику с появлением технологий, позволяющих делать снимки. Но на самом деле все гораздо глубже, и на все есть свои причины.

Фотожурналистика – форма журналистики, которая использует для передачи сообщения аудитории изображение.

Фотожурналистика возникла в ответ на социальную потребность в этом общества. Если быть точнее, то ее появлению предшествовали три момента.

— Общество нуждалось в новом способе познания и информировании о процессах в политической, экономической, социальной сфере. Люди нуждались в большей документальности новостей, хотели видеть глазами свидетелей событий через фотографии. А некоторую информацию проще увидеть, окинув взглядом на протяжении 10 секунд, чем читать описание об этом на нескольких страницах.
— Массовые коммуникации вынужденно и непрерывно развивались вместе с технологиями.
— Возникла содержательно-образная площадка для появления социальной фотографии, что и положило начало фотожурналистике.

Не всегда слова могут выразить происходящее событие столь же полно и ярко, сколько фотография. Именно в тандеме с текстом иллюстрация позволяет добиться максимального эффекта.

Во многих источниках говорится, что термин фотожурналистика ввел Клифф Эдом. Якобы, он работал учителем в школе журналистов в Миссури. Там же он создал группу по обучению фотографии событий.
Это направление дало дальнейшее развитие, и способствовало изобретению малогабаритной камеры и высокочувствительных пленок. В 1914 году на свет появилась 35-миллиметровая «Лейка», что после ее выпуска в 2025 году в Германии позволило фотографам сделать значительный прорыв в своей области благодаря новым техническим возможностям.

Фотожурналистика обрастала своими жанрами, стилями, а у разных фотографов появлялись индивидуальность, свой характер, своя манера. Первопроходцы фотожурналистики положили начало коммуникации через объектив, переложив слова на фотографию, фактически создав свой язык.
Анри Картье-Брессон  —  отец фоторепортажа и, по сути, основатель фотожурналистики по образованию был художником. Камера изначально была ему чужда, но особый творческий взгляд и владение «игрой со светом» сделали свое дело – он сменил мольберт на фотоаппарат, став настоящим мастером своего дела.

У многих людей с художественным и творческим взглядом на обычные вещи получается стать хорошими фотографами. Важно найти свой стиль и жанр. Фотографы-универсалы встречаются не так часто. В основном взгляд каждого «заточен» под определенный жанр фотографии. Порой бывает и так, что мечтающий стать журналистом человек меняет свои взгляды и отдает себя целиком фотожурналистике.