Шок-контент: правовые и этические нормы фотографий

Фотографии с места трагедии не всегда должны шокировать кровавыми подробностями

Анна Коротченкова

Многие журналисты и фотографы, выполняя свою работу в угоду трафика, а не общества, гонятся за кадрами, которые не оставят равнодушными и привлекут большое количество интернет-зевак на страницы своего издания.

Действительно, репортажи с мест трагедий, катастроф, военных действий пользуются популярностью. В такой ситуации шокирующих кадров не избежать, но все же можно отнестись с уважением к погибшим и пощадить чувства родственников.

Многие фотографы с большим опытом работы в СМИ уверяют, что куда больший эмоциональный эффект вызовет снимок склонившегося над погибшим родственника, при этом не обязательно показывать их лица, травмы, лужи крови.

Но если речь идёт о локальном случае гибели одного человека, как, например, суицид, убийство, ДТП, то публикация фотографии погибшего кажется ещё более кощунственной. И тут по иллюстрации освещаемых событий можно судить об уровне издания. Чем «желтее» пресса, тем более открыто демонстрируются кровавые подробности. Одни издатели считают, что во имя трафика нужно обязательно разместить фото трупа, но замазать кадр так, чтобы читатель не разглядел подробности. Либо погибший должен быть накрыт. Другие представители СМИ считают, что можно сыграть на заголовке, а на фото ограничиться местом трагедии.

При этом профессиональный фотограф, ещё и работая в паре с журналистом, могут найти такие детали, которые избавят читателей от шок-контента, но вызовут нужные эмоции. Будь то расслабленная рука погибшего, на которой часы и видно время, а возможно они ещё и разбились. Или это может быть разбросанные по дороге продукты, которые выронил человек, которого сбил автомобиль.

Многие избегают уже банальных снимков, где на месте гибели несовершеннолетних размешают игрушки. Однако это так или иначе вызывает эмоции у читателей.

Но кроме этических норм существуют и законодательные. Например, нельзя публиковать фото погибшего человека, взятое из социальных сетей в открытом доступе. Для этого нужно обязательное согласие родственников, а ещё лучше, если они сами предоставят фотографии. Конечно, немногие на это согласятся, особенно в момент скорби. Но это тоже одна из задач журналиста — преподнести второй стороне все так, чтобы ее заинтересовать. Важно, что это не должно быть обманом и вы действительно подготовите материал в том ключе, в котором преподнесли. Чаще всего журналисты сообщают родственникам погибших, что готовят материал в память об этом человеке. И наряду с вопросами о том, какой он был и чем запомнился, выясняют и подробности случившегося. Таким образом корреспондент получает сразу несколько тем для публикации и угодит широкому кругу аудитории.

Аналогичные правовые нормы касаются и несовершеннолетних детей. Даже если журналист пишет историю об успехах ребёнка, он должен запросить письменное разрешение на обработку персональных данных и использование фотографий.