Фотожурналистика послевоенного времени

То, как складывалась работа фотожурналистов в условиях войны многим известно. Кроме того, это и очевидно. Но далеко не всем известно, что происходило в фотожурналистике в послевоенную эпоху, когда жизнь набирала обороты и приходилось не только подстраиваться под новые реалии, но и показывать, как живет страна.

После войны отечественные фотографы начали искать типичное в образе жизни советского народа, их труде, быте, взаимоотношениях. Фотографам важно было отмечать что-то новое и демонстрировать это визуально.

Для представителей старшего поколения фоторепортеров перестройка взглядов на то, какой должна быть репортажно-жанровая съемка, оказалось достаточно сложной.

Многие фотографы начали менять специфику своих взглядов, тенденций в съемке. К примеру, Макс Альперт (один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии, автор известно снимка военного времени «Комбат») был известен еще до Великой Отечественной Войны. Социальные репортажи он делал еще в 20-30-х годах. Но после войны он сумел подстроиться под новые реалии. Он успешно снимал то, как проходит индустриальное строительство. Например, у него была серия снимков о строительстве в Сибири Братской гидроэлектростанции. А фотография «Строительство канала в Таджикистане» была представлена на многочисленных экспозициях. Еще один известный фотоочерк Макса Альперта – деятельность хирурга Николая Амосова. Портрет его души и характера полностью раскрылся в снимках.

Здесь будет уместно упомянуть о возникновении такого жанра – фотоочерк. Он появился тогда же, когда возник очерк и в публицистике. Он с тех пор считался наиболее емким, многогранным, разноплановым жанром, который подходил для решения многих задач в журналистике.

В этом жанре успешно трудился московский журналист и фотограф Анатолий Гаранин. Он от данности, где довлели фиксация некого факта и внешние прикрасы, старался облачить снимки в психологический контекст. Повествование о людях в его работе носило более широкий размах и более глубокий смысл. А снимки демонстрировали интеллектуальные и общественные интересы людей. Например, фотоочерк 1972-го года в издании «Советский Союз» был опубликован необычным способом. Фотограф задал вопросы спикеру на различные темы, а ответы «записал» в виде фотоснимков, где ему удалось зафиксировать эмоции героя и его реакцию на вопросы, а следовательно и реальное отношение к вопросам и фактам. Очевидно, что снимки зачастую могут рассказать больше, чем слова.

«Что вижу, то и пою» – выражение, которое отчасти передает тенденции фоторепортажей той эпохи. Ведь важно было заметить и передать новый значимый этап в жизни людей, которые воскрешали города после войны. Именно в деталях снимков можно было разглядеть и понять, каких усилий это стоило советскому народу. Также в пуле интересов советских фотожурналистов были темы космоса, науки, комсомольских объектов строительства.

Мы есть в Инстаграме - каждый день полезная информация, конкурсы, книги и многое другое, подписывайтесь: