Встречают по обложке: главные принципы газетной верстки

стопка газет

В газете все детали имеют значение и коллектив издания тщательно продумывает, что будет на первой полосе, какой материал будет основным и т.д.

Анна Коротченкова

Людей встречают по одёжке, а газеты и журналы по обложке. Так как же сделать так, чтобы рука потенциального читателя потянулась именно за вашим изданием?

Те издания, что успели сделать себе имя, да и те, что только на пути к этому, борются за узнаваемость своей газеты или журнала. Если сравнить издание с брендом, а по сути так оно и есть, необходимо создать узнаваемый облик первой полосы.

Читатель узнаёт своё любимое издание не только по названию, но и по цвету, оформлению, расположению элементов, заголовков, героев.

При этом, важно не переборщить и не сделать издание слишком однообразным. Его первую страницу часто называют витриной — там размешают не просто то, что ждёт читателя в номере, а то, что зацепит его внимание. Многие газеты размешают на первой странице оперативные и важные сообщения, либо если в номере выходит эксклюзивное интервью, первые его абзацы и лид могут напечатать также на первой странице. Также в анонсе материалов указывают номера страниц, где можно их прочитать полностью.

Таким образом, при планировании номера, в первую очередь решают вопрос с вёрсткой передовицы — оформлением передовой статьи. Ее чаще всего размешают прямо под названием газеты. Иногда ее текст выделяют отличным от остальных шрифтом, порой курсивом. Но стоит ли так делать — спорный вопрос. Читателю не всегда удобно читать такой шрифт, лучше всего выбрать чуть более крупный или более жирный шрифт.

Ещё один важный аспект оформления этой страницы — шпигель. Так называют участок слева от заголовочной части. Он находится над начальными колонками полосы. Его относят к самым заметным участкам газеты, и размещают фото дня, интересную подборку или начинают важную статью.

Из того, что должно быть всегда узнаваемым: логотип издания, модульная сетка (скелет первой полосы) — как шкаф, форму которого менять нельзя, но можно изменить расположение полок, иерархия и принцип использования шрифтов.

Ещё один газетный приём, который используют в своей практике издания уже давно — размещение тематической страницы. В номере выделяют полосу, которая посвящена одной какой-то теме. Например, дню Победы в Великой Отечественной войне. Издатели могут напечатать там колонку с исторической справкой, анонс мероприятий в городе в праздничный день, осветить событие — как школьники ходили поздравлять ветеранов или какие городские акции проходили накануне, напечатать список ветеранов, которые ещё живы. В основу этой страницы, как передовица, ложится заглавный крупный материал. Профессионалы не советуют публиковать тематические страницы слишком часто, альтернативой может стать спецвыпуск номера газеты. Для таких номеров следует также разработать постоянное оформление, которое будет отличаться от обычных выпусков, но также будет узнаваемо читателю с первого взгляда.

В номере помимо обложки важную роль играет и содержание. Газетным разворотом называют форму на двух смежных страницах внутри номера. Чаще он встречается в изданиях малого формата. Встречаются два вида: разнотемный и тематический. Важно грамотно расположить разные формы подачи материала, чтобы читателю было комфортно воспринимать и выделять информацию, а содержание казалось разнообразным. За основу разворота берут также заглавный крупный материал, который обобщает сказанное в остальных материалах. Профессионалы не советуют перегружать разворот несколькими крупными статьями. Располагать публикации лучше ассиметрично, чтобы выделенные материалы лучше смотрелись и удобнее читались.

На последней странице чаще всего размешают материалы развлекательного и рекламного характера. Например: гороскоп, кроссворд, анонсы мероприятий, рекламный блок частных объявлений, контакты для связи с редакцией.