«География будет потеряна» или эпоха цифрового общества

Мы живем в эпоху новой социальной реальности, которая зародилась в начале 21 века на фоне прогресса в мире медиа технологий и его значительного прогресса. Пространство всемирной паутины – интернета стало платформой для различного рода отношений и коммуникаций.

Потребление и производство информации, общение, формирование социального знания и даже общественная структура в целом – всё находится под непосредственным влиянием новых типов медиа. Стоит принимать во внимание и то, что технологические прорывы происходят постоянно. Столь же быстро меняется и социальное пространство. Взаимодействие цифровых технологий происходит посредством создания обширной коммуникативной сети, которая может быть социальной, научной, художественной, эстетической. Таким образом, получается, что цифровые технологии присутствуют во всех сферах жизни человека.

Научно-технический прогресс сделал все возможности мобильными. Гаджеты постоянно присутствуют в жизни людей в качестве развлечения и, как рабочий инструмент. Профессии тоже стали более мобильными: блогеры, журналисты, продавцы и магазины, фотографы, даже врачи перешли в онлайн и консультируют дистанционно. При этом границы между реальностью и виртуальным миром стали размытыми, даже дети уже реже проводят время во дворе, заменяя живое общение на мессенджеры и видео-связь.

Американский исследователь Т. Фридман считает, что историческое и географическое поле в эпоху цифровой технологии оказывается не важным. В том же контексте мыслит и главный научный сотрудник «Microsoft Research» Н. Бейм, говоря об антиутопии, когда «реальное» или географическое сообщество будет потеряно в результате группировки по интересам, а не по местности. Это лишает во многом людей большинства предрассудков, ведь люди начинают искать общие интересы, а не отличия. Несомненно, это благоприятно влияет на развитие культурного и психологического восприятия других народов, их культуры, духовного и интеллектуального обогащения.

Массовый переход на мобильные устройства привёл к тому, что люди всё чаще живут в мире информации, воспринимая его, как единственный существующий. Можно сказать, что новые технологии в сфере коммуникаций сформировали инновационную цифровую модель бытия. Интернет непосредственно связан с цифровой культурой, поскольку создает виртуальную среду, а эта среда, в свою очередь, меняет сознание людей, постепенно переключая человека на другие ценности и более удобную коммуникацию. Как бы не сетовали противники такого прогресса, мы стали свидетелями зарождения новой культуры, новых ценностей, новой реальности.

Анна Коротченкова