Грани журналисткой этики: как освещать трагические события

Анна Коротченкова

Один из самых сложных вопросов, которые приходится освещать журналистам — смерть. Особенно, связанная с трагическими обстоятельствами.

Репортеру необходимо, как можно быстрее рассказать о событии, но для этого нужно связаться с близкими погибших буквально сразу после случившегося.

Американский журналист Сидней Шенберг в своих работах часто затрагивает вопрос журналистской этики с позиции неприкосновенности частной жизни.  Он упрекает журналистов, которые используют давление, чтобы получить факты и в отсутствии чувствительности при освещении трагических историй.

Шенберг пишет колонку о делах Нью-Йорка для New York Newsday с 1986 года. До этого он был обозревателем, столичным редактором и репортером New York Times.  Он получил Пулитцеровскую премию в 1976 году за международные репортажи «с большим риском» за освещение Камбоджи.  Его книга о его камфодианском опыте, «Смерть и жизнь Дит Прана» (1985), была предметом отмеченного наградой фильма «Поля смерти».

Он говорит, что это старый вопрос о журналистике, который никогда не будет решен аккуратно: перевешивает ли так называемое право общественности на информацию или право человека на неприкосновенность частной жизни?  Это вопрос, который всегда стоит обсуждать, если только заставить журналистов задуматься о последствиях того, что мы делаем.

Ребенок погибает или умирает в результате трагического несчастного случая, и пресса идёт в дом семьи, чтобы узнать реакцию родителей.  Самолет падает, и пресса мчится в аэропорт, где ожидающие родственники только начинают узнавать о трагедии.

Журналистика по своей природе всегда будет навязчивой.  Репортеры должны выяснять детали, просить комментарии у близких жертв, точно описывать события и передавать читателям в объективной форме.

Шенберг подмечает, что репортёр не может делать ничего из этого, оставаясь дома.  Журналисты должны звонить в дверные звонки, испытывать себя в стрессовых и нестабильных ситуациях.  Но может ли репортёр выполнять свою работу более чутко, менее навязчиво, с большей заботой о тех, кто скорбит?

Но независимо от деликатности, конфиденциальность нарушается с момента появления их истории в СМИ.

Американский журналист поднимает ещё один вопрос: почему одни смерти журналисты освещают, а другие игнорируют. Он приводит статистику — в среднем в Нью-Йорке совершается около пяти убийств каждый день, но «дешевые» получают мало «чернил».

Универсального способа решить этот вопрос нет. Единственный вариант — воспитывать в себе лучшие человеческие качества, быть более чутким, научиться сопереживать и быть крайне аккуратным, выбирая интонации и вопросы.

Избежать встреч с жертвами и их близкими не удастся такова уж суть журналистского ремесла. Но стоит всегда думать о чем и для чего готовится публикация.