Журналистика: источники информации, цитирование, объективность

Отвечаем на некоторые вопросы, поступающие от наших онлайн-студентов.

Вопрос: можно ли использовать при подготовке журналистских материалов собственные наблюдения и опрос людей без фото/видеофиксации? 

Ответ: Можно и нужно. Но если это простой, неконфликтный материал, то никто к вам не предъявит претензии. Например: вы своими глазами видели как прошло открытие новой школы, директор сказал сколько будет там учиться учеников и т.д. — вы услышали, записали и не обязательно это как-то фиксировать. А если это журналистское расследование и там звучат какие-то обвинения, то очень желательно иметь доказательства, ведь претензии к автору могут возникнуть у тех, кому не понравится материал. Поэтому надо каждый раз думать и взвешивать риски. Процитировать какой-то анонимный источник можно, тем более вы не обязаны его раскрывать.

Есть еще один нюанс — некоторые иностранные СМИ, зацикленные на международных стандартах журналистики, не позволяют журналистам писать от своего имени или опираться на свои наблюдения. Это перебор. Если журналист, например, видел как проходят столкновения полиции и митингующих, то почему он не может об этом написать? Но для общей информации об этом рассказываем, чтобы вы знали что есть такие СМИ, у которых такие стандарты.

Вопрос: можно ли использовать слова и информацию от человека, если он не знал что разговаривает с журналистом? 

Если не указываете имя человека, то можно использовать любые его слова и информацию. А если указываете, то надо его заранее предупредить, представиться журналистом при разговоре. Еще смело можно использовать цитаты, сказанные публично. Если человек говорит на собрании или в ходе вебинара, то можно указать его имя/фамилию и цитату.

Вопрос: Могут ли СМИ и журналисты быть абсолютно независимы? 

Ответ: Все СМИ зависимы в той или иной степени. И это легко заметить. Вы знаете что говорят и как говорят на федеральных каналах. А в американских СМИ перебор в другую сторону — там, например, одного слова положительного о России не услышишь. Потребителю информацию нужно читать и смотреть разные СМИ, сравнивать описание событий и мнения, делать своё умозаключение. А журналисту для сотрудничества надо выбирать те СМИ, которые ближе к его позиции и которые стараются давать более-менее объективную информацию.