Журналистика и фейковые новости

фейковые новостиЮНЕСКО работает над укреплением системы журналистского образования, и книга «Журналистика, фейковые новости и дезинформация» является очередным словом в ряду публикаций по проблемам современных информационных ресурсов. Предлагаем вам прочитать первую главу этого пособия для журналистов:

Термин «фейковые новости» не имеет общепринятого значения. Это связано с тем, что «новостью» принято называть достоверную информацию в общественных интересах. В этом смысле «фейковые новости» – оксюморон, подрывающий доверие к верифицированной информации, т. е. реальным новостям.
Чтобы лучше понять случаи, связанные с эксплуататорским манипулированием языком и возможностями новостных жанров, руководство рассматривает эти акты мошенничества как то, чем они являются: как особую категорию фальшивой информации в рамках все более разнообразных форм дезинформации, в том числе в таких развлекательных форматах, как визуальные мемы.

В данной публикации термин «дезинформация» обычно используется для обозначения преднамеренных (часто организованных) попыток запутать людей или манипулировать ими путем предоставления им нечестной информации. Это часто осуществляется с помощью параллельных и пересекающихся
коммуникационных стратегий и таких тактик, как взлом (хакинг) или компрометация. Термином «некорректная информация» обозначена вводящая в заблуждение информация, созданная или распространенная без манипулятивного или злого умысла. И то и другое является проблемой для общества, но дезинформация особенно опасна, потому что она часто организована, хорошо обеспечена ресурсами и подкреплена автоматизированными технологиями.

Поставщики дезинформации наживаются на уязвимости или «партизанском» потенциале получателей информации, которых они надеются привлечь в качестве её распространителей. Таким образом, они стремятся заставить нас стать проводниками их сообщений, используя нашу склонность делиться информацией по разным причинам. Особая опасность заключается в том, что «фейковые новости» в этом смысле, как правило, бесплатны. Это означает, что люди, которые не могут платить за качественную журналистику или не имеют доступа к независимым новостным медиасредствам, особенно уязвимы как в случае дезинформации, так и в случае некорректной информации.

Распространение дезинформации и некорректной информации стало возможным во многом благодаря сообщениям в социальных сетях, что ставит вопрос о степени регулирования и саморегулирования деятельности компаний, предоставляющих эти услуги. В качестве промежуточных (посреднических) платформ, а не создателей контента эти компании до настоящего времени, как правило, не подвергались строгой регламентации (за исключением области авторского права). Однако из-за растущего давления на них, а также рисков для свободы слова и самовыражения, создаваемых чрезмерным регулированием, были предприняты определенные шаги в сторону саморегулирования.

В 2018 году специальный докладчик ООН по вопросу о свободе выражения мнений посвятил свой ежегодный доклад этому вопросу, призвав интернет-компании учиться саморегулированию на опыте новостных медиа и в большей мере соответствовать стандартам ООН в отношении распространения, поиска и получения информации. В связи с теми мерами, которые в настоящее время достаточно быстро принимают как государства, так и компании, возрастает роль журналистов и новостных медиа.

Некачественная и качественная журналистика

Следует понимать, что слабая журналистика не то же самое, что дезинформация или некорректная информация. Тем не менее некачественная журналистика иногда позволяет дезинформации и некорректной информации возникать или просачиваться в систему новостей. Но причины и средства защиты от слабой журналистики отличаются от случаев дезинформации и некорректной информации. В то же время очевидно, что сильная журналистика необходима в качестве альтернативы и противоядия от загрязнения информационной среды и эффекта обесценивания новостей в более широком смысле.

Сегодня журналисты не просто наблюдают за лавиной дезинформации и некорректной информации. Они оказываются на её пути. Это означает что: журналисты рискуют стать объектом манипуляций со стороны субъектов, выходящих за рамки этики общественных отношений и пытающихся ввести журналистов в заблуждение или подкупить их с целью распространения дезинформации.

Журналисты как коммуникаторы, которые служат правде, в том числе «неудобной правде», могут оказаться мишенью для лжи, слухов и мистификаций, направленных на их запугивание и дискредитацию их работы, особенно когда она угрожает разоблачить тех, кто прибегает к использованию дезинформации. Кроме того, журналистам нужно признать, что пока главная арена дезинформации – социальные медиа, мощные инструменты используются для создания «фейковых новостей», чтобы подавить качественные новостные медиа.

Результат их действий, пусть даже не всегда намеренный, состоит в том, чтобы сделать подлинные новостные медиа принадлежностью “министерства правды”, обладающего властью подавлять информацию по чисто политическим причинам. В этом сценарии люди, скорее всего, будут принимать как заслуживающий доверия любой контент, одобренный их социальными сетями и соответствующий их чувствам, но не задействующий разум.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Онлайн-курсы журналистики (@journalism_training)

Мы уже видим негативные последствия таких установок для общественных представлений о здоровье, науке, межкультурном взаимопонимании и статусе подлинной экспертизы. Это воздействие на общественность прежде всего касается выборов и самой идеи демократии как права человека. Дезинформация, особенно во время голосования, направлена не на то, чтобы убедить общественность в истинности ложного контента, а на то, чтобы повлиять на формирование повестки дня (на то, что люди считают важным) и ослабить фактор рациональности в выборе людей при голосовании.

Аналогичным образом вопросы миграции, изменения климата и т. д. могут в значительной степени зависеть от неопределенности, обусловленной дезинформацией и некорректной информацией. Вот почему жесткое противостояние росту «фейковых новостей» является императивом для журналистики и журналистского образования, а также основанием для демонстрации ценности качественных новостных медиа. В этой связи возникает возможность в рамках профессиональной практики подчеркнуть необходимость достоверной информации и обоснованных комментариев в интересах общества.

Что необходимо предпринять журналистике?

Для медиа настало время неукоснительно придерживаться профессиональных стандартов и норм этики, избегать публикации непроверенной информации и дистанцироваться от информации, которая может заинтересовать некоторую часть общественности, не отвечая интересам общества в целом. Поэтому данная публикация является своевременным напоминанием о том, что все новостные структуры и журналисты, независимо от их политических пристрастий, должны избегать некритического распространения дезинформации и некорректной информации.

Сегодня во многих новостных медиа устранение фильтров, обеспечивающих внутреннюю проверку фактов, в определенной степени привело к тому, что эту функцию теперь берет на себя “пятая власть” – блогеры и другие внешние факторы, которые указывают на ошибки, допущенные журналистами, хотя и после того, как «фейки» уже распространены.