Журналистика: фейки и фактчекинг

Что такое фейк? Открываешь утром WhatsApp и вдруг неожиданно получаешь сообщение от подруги с таким текстом: «Запущены дроны, которые уничтожат Москву». Включаешь критическое мышление и понимаешь, что это фейк. Простыми словами лживая и непроверенная информация. Эта искусственно созданная новость не настоящая, но в нее, к сожалению, верят впечатлительные люди и начинают паниковать.

Кроме того эта новость-фейк приходит из мессенджера, который наравне с социальными сетями нельзя считать достоверным источником. Поэтому подруга получает такой ответ: «Крупные новостные порталы не сообщают о такой угрозе. Эта новость поддельная, созданная с целью запугивания. Не паникуй! Просто удаляй подобные сообщения и не пересылай их».

Кто распространяет фейки? Как правило, фейки распространяют нечистоплотные СМИ или специальные агентства, которые занимаются вбросом определенной информации для населения.

К примеру, проходят местные выборы. Одному конкуренту необходимо заставить другого отказаться от предвыборной компании. И тогда он нанимает специальное агентство, которое начинает распространять фейки о тайной личной жизни. Эти фейки публикуются в социальных сетях, расклеиваются листовки на подъездах и информационных стендах, появляются статьи в местных газетах и интернет-изданиях. И в результате данных действий агентства второй оппонент снимает свою кандидатуру с выборов.

Особенно часто фейки появляются во время напряженной политической ситуации между странами. Противостоящие стороны не стесняются представлять лживые сведения даже на заседаниях ООН.

Что такое фактчекинг? Это проверка информации на её достоверность. Недостоверные новости с появлением интернета стали большой проблемой. Даже на таких крупных новостных агрегаторах как Yandex или Google порой появляются фейки. Что же делать обычному читателю, чтобы не попасться в фейковую ловушку?

В первую очередь, внимательно прочитать заголовок новости. Достаточно часто уже на первой строке ощутим некий диссонанс. Также стоит зайти и посмотреть похожие новости в других источниках. Если похожую статью не удается найти, то и доверять такому тексту не стоит.

В третьих, лучше всего читать статьи в авторитетных источниках своих стран. Например, в России – это крупные СМИ, такие как РИА-новости, ТАСС, Известия, Ведомости и пр. Тоже самое касается и телеканалов.

Ну и четвертое, для самых въедливых пользователей, это найти первый источник информации, откуда получена новость. Хотя этим вариантом пользуются по правде единицы читателей.

Почему журналисту важно отличать правду от подделок? Журналист сообщает читателям или телезрителям важную информацию о локальных или мировых событиях. И если данные будут не проверены, то люди могут быть дезориентированы в произошедшем.

Прежде чем принимать на веру полученные сведения, их необходимо тщательно проверить. Минимум в трех источниках. И если проверить поступившую информацию не удается, то лучше не делать публикацию. Ведь она может сообщать читателям поддельные новости. И как следствие для редакции иметь далеко идущие последствия.

Так недавно одной историей со мной поделилась знакомая из пресс-службы известного депутата. В одном из интернет-изданий появилась публикация с недостоверными сведениями о публичном лице. Автор статьи не удостоверился в правдивости полученных данных от своего источника.

Как результат юридический отдел подал в суд на издание, заставил напечатать опровержение и получил денежную компенсацию за нанесенный моральный ущерб. А журналист был уволен.

Именно поэтому важно, чтобы каждый журналист умел отличать правду от подделок. А для этого нужно всегда проводить тщательную кропотливую работу по проверке полученной информации.

Анна Мосина