Журналистика в Новой Зеландии

Подготовил по просьбе Школы журналистики Дэниел Смит.

До недавнего времени журналистика была деятельностью, которую люди изучали, занимаясь ею, а не проходя специальное обучение. Сегодня ситуация иная. Более 80% журналистов, работающих в Новой Зеландии, в настоящее время имеют высшее образование. СМИ, высшие учебные заведения и студенты, изучающие журналистику, стали более тесно взаимосвязаны. Но это изменение произошло тогда, когда отрасль столкнулась с собственным кризисом, а правительство обратило внимание на развитие журналистики.

Переход желающих стать журналистами с обучения на практике на обучение в высших учебных заведениях происходил по ряду причин. Правительство стало поддерживать учебные программы, а СМИ стали меньше тратить собственных сил и времени на обучение новичков. Усилилось сотрудничество, взаимодействие между университетами и медийными организациями. И на фоне того, что денег у СМИ стало меньше и нужно было больше времени уделять поиску источников финансирования, чем взращиванию новых кадров на практике в своих редакциях.

Со временем изучение журналистики в учебным заведениях стало привычной нормой. Я знаю, что в странах бывшего Советского Союза ситуация немного иная. И я поддерживаю мнение молодых людей, которые занимаются самообразованием, много практикуются и становятся профессионалами в журналистике. Именно поэтому мы поддерживаем организации, проводящие краткосрочное обучение. Я много лет выступаю в таких организациях и как волонтер, и как привлеченный эксперт.

Но есть другая проблема. Сейчас в Новой Зеландии журналистика не так популярна у молодежи, как то было прежде.  За последние пять лет число учащихся в школах журналистики резко сократилось — с 270 до 150. Это привело к закрытию нескольких из этих школ — с десяти в начале 2000-х годов до всего лишь пяти в настоящее время. Так же, как число людей, изучающих журналистику за последние шесть лет, уменьшилось, так же уменьшилось и число работающих журналистов. В Stuff, крупнейшей медийной организации Новой Зеландии, в прошлом году были наняты порядка 1000 штатных сотрудников. Много? Не так уж и много, если учитывать, что 7 лет назад они приняли на работу в два раза больше людей.

Было проведено исследование: выпускников школ журналистики, которые больше не работали журналистами, спросили «каковы были причины вашего ухода?». Плохая оплата труда — был основной ответ респондентов. Сейчас многие выпускники-журналисты пропускают работу в редакции и работают в других сферах (реклама, связи с общественностью), где зарплата зачастую лучше, а работа менее стрессовая. Даже те, кто занимается журналистикой, часто не задерживаются надолго. Опрос показал, что среди студентов, окончивших обучение в последние годы, более 40% из них покинули индустрию, в среднем через три года.

В то время как рабочие места и деньги являются очевидными проблемами, в ходе обсуждения с другими студентами школ журналистики становится понятно, что эти факторы могут быть только частью проблемы. Некоторые уходят после практики, их ожидания не совпали с реальностью.

В моей стране выдающаяся журналистика как в традиционных СМИ, так и на новых медиа-платформах. Но широко распространено мнение, что некоторые тактики, используемые коммерческими редакциями для генерирования трафика, наносят ущерб репутации профессии. Частично это может быть борьбой коммерческих редакций за то, чтобы оставаться на плаву, и контента, который диктуется этой потребностью.

Несмотря на взаимодействие, можно заметить некоторую напряженность между высшими школами журналистики и самой отраслью. В качестве примера рассмотрим список требований, предъявляемых современными СМИ к соискателям работы: хорошо писать, снимать и редактировать мультимедийный контент, хорошо разбираться в социальных сетях, поддерживать эксклюзивную базу контактов в качестве источника информации. Каким будет вознаграждение? Не высоким.

Другими словами, кто бы ни выполнял эту работу, он будет выполнять роль, которую в прошлом выполняли бы три человека, и им придется делать так много разных вещей, что они не смогут в конечном итоге сделать что-либо из них наилучшим образом. Наличие правильных навыков, безусловно, важно. Но рынок труда, основанный на извлечении всего, что он может из своих сотрудников, не является устойчивым, и это, вероятно, еще один фактор сокращения числа учащихся и журналистов. Возможно, лучшее, что могут сделать школы журналистики, — это меньше концентрироваться на том, чтобы привить как можно больше навыков своим ученикам, и больше на том, как инновации и новые идеи могут помочь сделать отрасль устойчивой в долгосрочной перспективе.