Как накапливалось знание

Из книги «Медиа и информационная грамотность» (пособие для старшеклассников):

Как мы уже поняли, коммуникативные технологии развиваются по спирали: появляется что-то новое, активно совершенствуется, становится частью повседневности, освобождая место для очередной новинки. Теперь давайте проследим, как человечество реагирует на такие изменения в информационном обмене. Мир информации древнего человека состоял из личного опыта (попробовал — не вкусно, больше есть не буду), опыта ближнего круга общения, переданного устно (еще бабушка говорила: бойся леопарда, он может тебя съесть) и широкого круга необъяснимых вещей. Чаще всего необъяснимые, непонятные и непредсказуемые вещи пугают и создают дискомфорт. Поэтому социализированный человек старается всему найти объяснение. Так, древние люди объясняли гром — ударом богов, засуху — карой небес за то, что не приносили жертвы, а создание мира — рухнувшей с небес огромной черепахой, на спине которой мы все живем.

С первым витком развития науки некоторые закономерности стали более объяснимы. Открытия египетских, греческих и римских ученых позволили убедиться, что засуху можно победить человеческими силами с помощью грамотной системы орошения; были получены базовые знания о планетах и других небесных телах; значительно продвинулась медицина, в частности, было открыто кровообращение и роль в нем сердечных сокращений. Нельзя сказать, что человечество разом отказалось от мифов, но полученные знания помогли разобраться со многими заблуждениями. На смену античному стремлению к точности приходит Средневековье, иначе называвшееся Темными веками. Многие античные достижения разрушены и позабыты, над стремлением постичь все с помощью разума начинает преобладать стремление постигать мир исключительно усилиями веры.

Отвергнуты старые мифы, что солнце — это отдельный Бог, который проходит надо всей землей, теперь смена дня и ночи объясняется исключительно волей Божьей. Страшные эпидемии чумы и холеры снова объясняются карами, которые прогневали теперь единого Бога. Земля уже стоит не на черепахе, но абсолютно плоская и сотворенная опять же высшими силами. Вера творит собственные мифы, тормозя развитие науки. Следующий этап разрушения мифов и торжества разума приходится на начало Возрождения и длится до начала-середины XIX века. В первую очередь, эта эпоха знаменита своими Великими географическими открытиями, окончательно позволяющими убедиться в объемной форме планеты.

Медицина делает огромный прорыв — анатомы в деталях изучают человеческое тело. Множество важных открытий происходит в области физики и химии. Однако за любым научным подъемом следует спад — он наступает в середине XIX века, когда уже многое изучено, но инструментов для следующего шага еще не изобретено. Это время характеризуется развитием псевдонаук — одна из них, френология, якобы находит закономерности между формой черепа и социальным поведением, другая, физиогномика, предлагает по чертам лица полностью определить характер и наклонности человека, третья, графология, искала возможность предсказания будущего человека по его почерку. И снова развитие технологий смогло развеять мифы прошлого. Инновационные методы исследования и масштабный анализ доказали беспочвенность этих утверждений. Конец XIX — начало XX века стали эпохой так называемой технологической революции, человечество смогло отправиться в космос, научилось проводить сложнейшие операции и наблюдения за человеческим телом, разобрало окружающий мир буквально по атомам и собрало заново.

Такое количество исследований и открытий просто не могло не повлечь за собой новый этап отрицания. В нем-то мы и оказались в самом начале XXI века. Современные ученые называют это время эпохой постправды. Сложно предсказать, сколько продлится этот период, из истории видно, что лишь каждый следующий — короче предыдущего. Прошлый, в начале-середине XIX века длился где-то лет 50-70, поэтому есть надежда, что мы сумеем пройти эпоху мифов за 15-20 лет.