Информационные жанры фотожурналистики

Анна Коротченкова

Многие знают, что в журналистике существуют различные жанры, но не все начинающие репортеры владеют ими в полной мере. Журналисту стоит научиться владеть не только словом, но и зорким взглядом — это пригодится в подготовке фоторепортажей. А ведь в этом ремесле тоже есть свои жанры.

Основой информационных жанров является новостное событие, мероприятие. Самым простым жанром фотожурналистики является фотоинформация. По одному кадру читатель может понять что, где, когда, с кем произошло. По сути это та же новость, но передаётся информация не словами, а изображением. Если не рассматривать возможность размещения сфабрикованных фотографий, то иллюстрация события кадром из эпицентра происшествия — лучшее документальное подтверждение. Подобная фиксация моментов из жизни раньше других жанров фотографии появилась в средствах массовой информации. Снимки могут жить и отдельно от новостной заметки в прессе, и вместе с ней. Проще говоря, такая фотография всегда будет самой подходящей иллюстрацией.

Фоторепортаж относится к более емким жанрам, и по сути является коммуникативным повествованием. Как правило, он состоит из серии снимков. Они могут иллюстрировать происходящее в конкретное время и в конкретном месте со всех сторон и ракурсов. Таким образом читатели СМИ может оценить обстановку, сделать выводы примерно на том же уровне, как если бы они сами там побывали. Также фоторепортаж может показывать прогрессию какого-либо события, или наоборот.

Следующий жанр — фотоиллюстрация. От жанра фотоинформации он отличается тем, что отдельно без текста существовать не может. Фотография может не относится напрямую к событию, но должна максимально соответствовать новости. Например, если новость про то, что полиция задержала опасного преступника. У корреспондента может не быть фотографии с места ареста, тогда он может иллюстрировать материал фотографией полицейской машины или сотрудника при исполнении.

Конечно, подобные фотографии нужно размещать только после получения согласия у представителей ведомств. Обычно в издании создаётся банк фотографий, который пополняется усилиями фотографа и журналистов. О съемках договариваются представители СМИ, обговаривая нюансы с сотрудниками. Обычно они просят не фотографировать их лица, номера служебных машин и делать снимки максимально обезличенные.

Важно при выборе фотографий руководствоваться заголовком и подзаголовком материала. Случай из практики: журналист проиллюстрировал новость с заголовком: «Пьяный мужчина убил своего коллегу после работы» фотографией полицейского. Никакого умысла опорочить честь правоохранителя у него не было, но перепроверить за собой то, как выглядит будущая публикация, он не удосужился. Несмотря на то, что новость начиналась со слов: полицейские задержали мужчину, подозреваемого в убийстве, ситуацию это не спасло. Читатель видит заголовок и заглавную фотографию, поэтому именно эти два элемента должны сочетаться в первую очередь.

К счастью, редактор проверил заметку до ее выхода в интернет-пространство.