История журналистики

В истории человечества не сразу, но постепенно появлялись специализированные методы  сбора и распространения информации на регулярной основе. До изобретения печатного станка устный пересказ был основным источником новостей и в гораздо меньшей мере были распространены рукописные свертки.

Считается, что вернувшиеся из своих странствий купцы, моряки и путешественники привозили новости, а затем они были подхвачены другими пересказчиками. Конечно, такие новости обрастали мифами и об объективности и точности информации речь даже не шла.

С изобретением технологии печати, газеты (и в меньшей степени журналы) стали основным источником массовой информации с 18-го века, радио и телевидения в 20-м веке и Интернета в 21-м веке.

В 1556 году правительство Венеции первым опубликовало ежемесячное издание Notizie scritte («Письменные уведомления») , которые стояли одна Gazzetta (венецианская монета того времени, название которой в конечном итоге стало означать «газету»). Это были рукописные информационные бюллетени и использовались они для быстрой и эффективной передачи политических, военных и экономических новостей по всей Европе, в частности в Италии, в период с 1500 по 1800 годы. Они имели некоторые характеристики газет, хотя и не считаются настоящими газетами.

Но такие издания не предназначались для широкой публики и ограничивались определенным кругом тем.  Примерно в 15-м и 16-м веках в Англии и Франции публиковались длинные сводки новостей, называемые «отношения»; в Испании их называли «relaciones». Эти публикации также выходили в виде брошюр и небольших буклетов, часто содержащих иллюстрации. Уровень грамотности был низким по сравнению с сегодняшним днем, и эти новостные публикации часто читались вслух.

К 1400-му году бизнесмены в итальянских и немецких городах составляли рукописные хроники важных новостных событий и распространяли их среди деловых кругов. Идея использования печатного станка впервые появилась в Германии около 1600-го года. Первые бюллетени появились в немецких городах, особенно в Страсбурге, начиная с 1605 года. «Avisa Relation oder Zeitung» публиковалась в Вольфенбюттеле с 1609 года, и вскоре бюллетени были изданы во Франкфурте (1615 г.), Берлине (1617 г.) и Гамбурге (1618 г.). К 1650-му году в 30 городах Германии издавались бюллетени. Полугодовая новостная хроника на латыни Mercurius Gallobelgicus была опубликована в Кельне между 1594 и 1635 годами.

Новости распространялись с помощью информационных бюллетеней по хорошо зарекомендовавшим себя логистическим каналам в Европе 17 века. Антверпен был центром двух сетей, один из них соединял Францию, Великобританию, Германию и Нидерланды; другой соединял Италию, Испанию и Португалию. Любимыми темами читателей были войны и военное дело, дипломатия, придворные дела и сплетни.

После 1600-го года национальные правительства Франции и Англии начали печатать официальные информационные бюллетени. В 1622 году первый еженедельный журнал на английском языке «A current of General News» был опубликован и распространялся в Англии в формате 8–24 страниц.

Революционные изменения в 19 веке

Газеты во многих странах стали играть заметно большую роль в 19 веке из-за ряда технических, деловых, политических и культурных изменений. Высокоскоростные печатные машины и дешевая газетная бумага на древесной основе сделали возможными большие тиражи. Быстрое распространение начального образования привело к значительному увеличению числа потенциальных читателей. Политические партии спонсировали газеты на местном и национальном уровне.

К концу 19-го века реклама стала прочно обосноваться на страницах газет и стала основным источником доходов владельцев таких СМИ. Это привело к гонке за максимально возможным тиражом. Число газет в Европе в 1860-х и 1870-х годах стабильно составляло около 6 тысяч, затем оно удвоилось до 12 тысяч в 1900-м году. В 1860-х и 1870-х годах большинство газет состояло из четырех страниц редакционных статей, перепечатанных речей, отрывков из романов и стихов, а также нескольких небольших местных объявлений. Они были дорогими, и большинство читателей их не покупали, а читали в барах, где вывешивались последние выпуски.

В каждой столице были крупные национальные газеты, такие как Times, London Post, Paris Temps и другие. Они были дорогими и предназначались для национальной политической элиты. С каждым десятилетием печатные машины становились все быстрее, и изобретение автоматического набора в 1880-х сделало возможным ночную печать большой утренней газеты. Дешевая древесная масса заменила гораздо более дорогую тряпичную бумагу. Важным нововведением стал профессионализм сбора новостей, которым занимались репортеры.

Либерализм привел к свободе печати и отменил налоги на газеты, а также резко снизил государственную цензуру. Цена газет заметно снизилась и они стали доступны многим. В Нью-Йорке «желтая» журналистика использовала сенсационность, комиксы (они были окрашены в желтый цвет), был сильный акцент на командные виды спорта, ограниченное освещение политических деталей и выступлений.