История медиа: как мы оказались в 21 веке

Из учебного пособия «Медиа и информационная грамотность»:

В первой главе мы посмотрим на историю человечества как на историю коммуникаций между людьми. И она неожиданно предстанет перед нами совсем не так, как мы привыкли её видеть.

Коммуникации человека — от жеста к письменности

Коммуникация — это процесс передачи информация от одного носителя к другому или к другим.
В истории человечества зафиксировано всего пять способов коммуникации: жест, речь, изображение, письменность и музыка (специфический статус. В настоящее время крайне сложно найти музыку как
форму коммуникации, она почти целиком превратилась в искусство, выйдя из сферы коммуникаций).

Жест — это самый разный способ коммуникации, он появляется еще до 100 000 года до нашей эры. Жест в первую очередь использовался на охоте и означал что-то, связанное только со «здесь» и «сейчас». Похожая жестовая коммуникация присутствует у некоторых животных, которые охотятся в стае, в частности у волков.

Жест появляется задолго до того, как в ходе эволюции человек научился говорить, его голосовые связки и легкие еще недостаточно развиты для коммуникации, но простейшие обозначения руками, понятные соплеменникам, он уже способен произвести.

К доисторическому периоду речевые органы человека развиваются настолько, что позволяют появиться речи. Именно речь является единственным натуральным способом коммуникации. Это значит, что речь
— достижение эволюции, природы, а не изобретение самого человека.

Речь носит мультимодальный характер, то есть предусматривает сразу несколько уровней, в частности, включает в себя не только содержание, но и интонацию, высоту, скорость и так далее. Речь является главным носителем информации. На сегодняшний день в мире насчитывается более 7 000 языков, однако их число стремительно сокращается.

По данным ЮНЕСКО, в мире исчезает приблизительно один язык в две недели. Одна из причин исчезновения языков — неравномерность их распространения, ⅔ живущих на Земле разговаривают на 40 самых распространенных языках, и лишь ⅓ приходится на все остальные языки. Язык считается умершим, когда умирает последний его носитель, поэтому языки, которые не обзавелись письменностью, подвержены
такому риску сильнее.

Изображение появляется между 50 000 и 30 000 годами до нашей эры. Изображение носит универсальный характер — символ, обозначающий, например солнце, одинаково легко могли понять носители любого языка. Изображение появляется тогда, когда возникает потребность в передаче и сохранении информации, не касающейся «здесь и сейчас».

Письменность — это самый молодой способ коммуникации, около 6 000 лет до нашей эры появляются первые письменные системы. Вначале они достаточно примитивны — конкретный рисунок подразумевает конкретный объект, каждый такой символ называется пиктограммой, а письменность — пиктографией. Сохранились такие письменные свидетельства на разных материальных носителях — глиняных табличках, камнях, выделанных шкурах. Поздние образцы пиктографии называют клинописью, она существовала
приблизительно до 70 года до нашей эры и носила в основном утилитарный характер подсчета. Примерно в это же время начинает появляться иероглифическое письмо. Следующий шаг в развитии письменности происходит тогда, когда количество значков, обозначающих отдельные предметы, становится слишком большим. Более того, появляется необходимость фиксации каждого определенного языка. Таким образом, появляется идеограмма — письменность, кодирующая не материальные объекты, а их акустические элементы. Теперь каждый символ кодирует некое слово или часть слова. Например, символ, обозначающий «вол», теперь начинает использоваться и в словах «волынка», «волна», «волк».

Последней появляется силлабическая письменность — в ней идеографические знаки кодируют звуки слова один за другим. Это же называется и алфавитным письмом. Самое древнее алфавитное письмо — греческое. Кодирование всех звуков слова подряд делают чтение и письмо автоматическим занятием, к тому же имеющим только один вариант толкования. Платон и Аристотель отмечали крайнюю важность письменности, так как она позволяет сохранить речь и открывает простор для ее толкования или критики.
После появления письменности новые способы коммуникации перестают появляться. Инновация отныне проявляется лишь в изменении способов доставки (транспорта) этих традиционных видов коммуникации и их комбинациях между собой (но это уже носители информации, а не способы коммуникации).

УПРАЖНЕНИЕ 1
Какие способы коммуникации существуют?
а) Попробуйте по очереди передать вашим одноклассникам простые сообщения: «это мой дом», «на охоте я добыл оленя» или «приближаются враги». Каждое сообщение можно передать разнообразными способами коммуникации, кроме письма. Вы сами можете их придумать.
б) Придумайте ситуацию, в которой коммуникация с помощью музыки является наиболее эффективной.