Какие вопросы нужно задавать в статье

При написании материала важно задавать вопросы и себе, и читателям

Анна Коротченкова

Задавать вопросы — часть работы журналиста. Но озадачивать нужно не только спикеров и ньюсмейкеров, но и свою читательскую аудиторию. В хорошей статье всегда есть хотя бы один центральный вопрос.

Обычно при написании лида к статье, многие авторы используют приём вопросов. Таким образом читатель понимает о чем пойдёт речь в материале и настраивается на поиск ответов.

Кроме того, правильные вопросы управляют текстом и помогают читателю получить именно ту информацию, которую автор хотел донести. А журналисту заданные им же вопросы помогают ориентироваться в написании материала и не сбиваться с мысли.

Такой способ даже нашёл собственное название. И за это нужно сказать спасибо Тому Френчу, который определил центральный вопрос, как двигатель истории. А лингвист Лайос Энгри называет его посылом истории. То есть главный вопрос определяет и главную цель материала. Посыл в статье должен быть всегда, но если грамотно его не озвучить, есть риск, что этот двигатель заглохнет и читатель не найдёт ответов.

Многие журналисты и вовсе не пользуются таким инструментом, полагая, что аудитория должна сама во всем разобраться. Такая стратегия тоже имеет место, но текст в таком случае должен быть написан настолько виртуозно, что читатель будет понимать все ещё до такого, как у него возникнут вопросы.

Нужно обратить внимание, что вопросы зависят от контекста материала. Не всегда это вопросы в ключе «что», но и «как», «почему». Когда автор пишет статью на тему некого происходящего процесса, детали которого уже известны, важно понять как это произошло, что этому предшествовало и почему. Соответственно нужно дать понять аудитории, что они найдут объяснения в материале именно причин.

Не нужно задавать очевидных вопросов. При построении лида в утвердительной форме автор описывает самую суть ситуации, которая уже содержит ответы на вопросы: что, как, где, почему, кто? А вопросы для читателей должны быть уже более глубокими, как говорится «на подумать». В этом и есть уникальность материала, ответы на них не найти в поисковой системе. Нужно создать интригу, чтобы читатель захотел прочитать статью до конца.

Например: «В начале года в городе N из центральной больницы уволились 7 врачей. Что происходит в сфере здравоохранения? Что делать местным пациентам? Об этом и многом другом мы поговорили с главврачом этого медучреждения».

Важно после написания материала вернуться к своим вопросам и проверить на все ли нашлись ответы, насколько полно и развёрнуто подана информация. Редактор иногда может закрыть глаза на «дыры», но самый строгий суд — читательский.