Как в фильмах: существует ли кризис писателя?

Кризис писателя — не всегда диагноз

Анна Коротченкова

Практика – не всегда залог того, что со временем вы будете, как из пулемета строчить статьи и новостные заметки. Бывает и так, что ничего не выходит часами, а то и днями.

С одной стороны, значительно проще работать штатно в редакции, когда нет возможности не писать. Творческий кризис, плохое настроение, дождь за окном – не важно. Редактор потребует сдавать вовремя. Другое дело, если человек на фрилансе или работает условно штатно, и у него есть широкий диапазон времени или дедлайн не всегда близко. Таких журналистов чаще всего одолевает писательский кризис.
При этом даже опытные специалисты считают, что написание материала – это всегда некое испытание. И даже если человек располагает огромным багажом знаний, навыков, различных приемов – он не застрахован от того, что увидит перед собой чистый лист и не придумает ни строчки. А зачастую, даже наоборот, слишком большое количество умений сбивает с толку, и порой просто не знаешь, за что взяться.

Еще один момент – переоценка и драматизация творческой составляющей журналистской деятельности. Отсюда берется раздувание писательского кризиса на пустом месте. А некоторые даже прикрывают им свое нежелание трудиться. Но нам есть, откуда набраться такого опыта. Вспомните, в каких образах чаще всего предстают журналисты и писатели в зарубежных фильмах: с допингом в виде сигарет и кофе, в барах, в загородной хижине, где творческий человек пытается уйти от мирской суеты и сосредоточиться на своей работе. Но зачастую дело не спорится, кофе заканчивается, а вокруг автора хаотично лежат разбросанные смятые листы бумаги. Эта картинка у многих засела настолько прочно, что при первой же возможности работники СМИ и писатели впадают в образ. Боль, разочарования, страдания – именно в таких муках творчества в отсутствии музы являют на свет свои материалы авторы. Но это судя по многочисленным сценариям.

При этом самым действенным советом профессиональные работники СМИ считают, что если тебе нужно что-то написать – сядь и напиши. Даже если придется сидеть часами, уставившись в белый лист бумаги. А кризис – всего лишь самообман. При первых его симптомах стоит воспринять его, как самопроверку. Ведь писать – это дело привычки, а привычки нужно формировать.

Забавно подчеркнул этот момент журналист Роджер Симон, когда спросил, почему у него должен быть писательский кризис, а у его отца – водителя грузовика, никогда не было профессиональных кризисов. Отсюда можно сделать простой вывод – не стоить излишне возвышать свою профессию. В любой сфере свои трудности. А ведь врач скорой помощи не бросит спасать жизни людей, пожарный – тушить огонь, полицейский – ловить опасного преступника из-за кризиса своей профессиональной усталости.