Как построить успешную карьеру в журналистике

Есть два пути, но они пересекаются. Можно стать очень крутым журналистом и можно стать редактором или медиаменеджером. Давайте об этом поговорим.

Для того, чтобы построить успешную карьеру в журналистике, следует сделать следующие шаги:

  1. Получите образование: диплом вуза по направлению «журналистика», «медиакоммуникации» или «общественные связи». Можно обойтись и простыми курсами, но будет чуть сложнее пробиться. Вам нужно научиться правильно писать новости и истории, а также уметь работать с информацией.
  2. Получите опыт, практикуйтесь: начните свою карьеру, работая в СМИ или сотрудничая с редакциями удаленно. Практикуйтесь через стажировки и любыми другими путями, чтобы получить опыт работы в журналистике.
  3. Развивайте сеть контактов: знакомьтесь, общайтесь, набирайте свою базу экспертов. Это повысит ваши шансы на отличные журналистские материалы, выгодное трудоустройство и последующий карьерный рост.

Кто такой журналист вы знаете. Это работник СМИ, который пишет, работает в радиоэфире или на телеканале. А редактор — это человек, который отвечает за редактирование и подготовку материала для публикации в СМИ или размещения в эфире (газеты, журналы, телевидение, радио или интернет). Редактор направляет журналистов, редактирует их материалы, может даже проверять источники информации и факты.

Порой редактор обеспечивает ясность и логичность текста, а также согласованность со стилем и этикетом СМИ. Редактор может также предлагать исправления и изменения, чтобы улучшить качество материала. Не все журналисты могут и не все хотят быть редакторами, этот выбор каждый делает для себя сам. Редактор больше получает денег, но он преимущественно сидит в  офисе и на его плечах больше ответственности. Некоторые журналисты любят быть именно журналистами.

В определенной степени редактор и является медиаменеджером, особенно в небольших редакциях. Но бывает медиаменеджер и отдельной штатной единицей, этакий наемный руководитель в СМИ. Медиаменеджер — это профессионал, который отвечает за планирование, реализацию и оценку медиакампаний и проектов. Он работает с сотрудниками СМИ, а также клиентами, агентствами, изданиями и другими партнерами. Он определяет маркетинговые потребности, разрабатывает и выполняет стратегию медиапланирования, которая помогает достигать поставленных целей. Медиаменеджер также мониторит эффективность деятельности организации и анализирует данные, чтобы повысить эффективность в будущем.

Для понимания общей картины посмотрим на редакцию любого телеканала. Будем перечислять и описывать условно говоря снизу вверх — от простых, менее привилегированных участников к руководству. Вот стажеры — они стажируются, проходят практику, порой даже не получают оплату за свой труд. А вот журналисты — это штатные сотрудники (в печатных и интернет-изданиях еще бывают внештатные), они работают в кадре, выезжают на мероприятия, ведут новости из студии. Этот товарищ или группа товарищей — редактор/редакторы, они координируют работу журналистов, вникают во все детали их деятельности. А вот этот «жук» — медиаменеджер, управляющий директор, сидит, делает умный вид, перекладывает бумажки, вызывает к себе в кабинет для серьезного разговора 🙂

Артём Биряков