Когда повторение уместно или хороший прием для статьи

Повтор в тексте — не всегда опечатка

Анна Коротченкова

Многих редакторов раздражает повтор слов. Да и читателей тоже. Но случаи бывают разные, и, порой, прием повторения становится уникальным инструментом для конкретного текста, а иногда спасает совсем безнадежный материал.

Прием намеренного повторения работает только в том случае, если это действительно сделано с умом и специально. Если это досадная ошибка и невнимательность автора, то ни за какой прием это выдать не получится.

По своей сути вышеупомянутый прием скрепляет части статьи в одно целое и придает абзацам единообразие. Это создает определенный ритм и структуру. Подобные способы можно встретить в поэзии, музыке, рекламных роликах, художественной литературе, в подготовленных ораторских и политических речах. В последних примерах спикеры используют такой способ, чтобы усилить эмоциональную окраску своей речи, надавить на слушателей. Это своего рода маневр убеждения со стороны автора.

Также игра слов путем повторения создает определенный настрой, усиливает настроение, которое задумал передать автор. Особенно часто такой прием используют при написании лидов. Например: в городе N всегда творилось что-то невообразимое. Иногда люди исчезали бесследно. Иногда нечего было есть. Иногда шел сильный дождь. В данном случае повтор слова «иногда» помогает усилить эффект того, что автор хотел сказать в первом предложении. А именно передать настроение и уклад города, где исчезновение людей и сильный дождь равнозначно действовали на жителей.

Такой прием может встретиться как в лиде, так и в любой части текста. Бывает, что весь материал строится таким образом, что каждый абзац начинается с одной и той же вводной конструкции или слова.
Бывает, что автор использует менее видимые повторения. Например, это могут быть одни и те же предлоги.

А когда нужно подчеркнуть чью-то значимость, автор может, и каждое предложение целого абзаца посвятить персоне или предмету. Например:
Это учитель, кто дает знания. Это учитель, кто заменяет маму. Это учитель, кто засыпает над тетрадками вечерами. Это учитель, кто отдает ученику частичку себя.

Количество повторений тоже имеет свой скрытый смысл. Более трех, как в предыдущем примере, помогает достигнуть большой значимости объекта. Три, как правило, позволяют создать контраст или сравнение. Как в примере с городом. А два повтора однозначно создают контраст.

Но важно и не переборщить. Даже уместное повторение может оказаться настолько сильным по потенциалу своего воздействия, что читатель потеряет главную мысль текста, и не поймет смысл материала. То есть прием должен помогать, а не вредить. Чтобы понять, насколько далеко вы зашли в повторениях, нужно вернуться к тексту, прочитать текст без повторов, потом с повторами, а затем с сокращенным количеством. Выбрать стоит наиболее оптимальный, тот, в котором наиболее достигается эмоциональный замысел автора.