Ложная свобода и чужие цели: «Одномерный человек» в концепции Маркузе

люди в городе

Большинство людей идут за ложными целями и живут по навязанным принципам — считал Маркузе

Анна Коротченкова

Современный журналист должен понимать и осознавать принципы и потребности общества, на благо которого он служит. Охарактеризовать общественные массы старались многие теоретики. Одной из самых известных работ стала концепция одномерного человека.

Книга Герберта Маркузе «Одномерный человек» вышла в Америке в 1964 году. Некоторые критики отнесли ее к крупнейшим трудам того времени.

В своей работе он исследует идеологию развитого индустриально общества и продолжает «Критическую теорию общества». Ее разрабатывали во Франкфуртской философской школе, которую представлял сам автор.

Критическая теория отрицает разделение человека и общества. Один из представителей школы считает, что объект и субъект в мышлении человека не совпадают, а их идентичность лежит в будущем, а не в настоящем. Согласно теории, не классовый интерес ложится в ее основу, а сама теория общества является средством изменения положения классов.

При этом представление об «объективной реальности» — есть иллюзия, которая препятствует человечеству развиваться в своём сознательном самоопределении.

В своих трудах Маркузе рассматривает социокультурную одномерность, как необходимые издержку индустриального общества, которые извращают естественные потребности и интересы людей. Согласно этой теории, человек в стремлении угнаться за материальными благами теряет социально-критическое мышление. Одномерному человеку присуще искаженное видение реальности, при этом для него это является естественным и единственным возможным. Принципы индустриального устройства общества воспринимаются свободными и справедливыми. Такой человек не способен  встать в оппозицию и является частью существующей системы. По сути все люди одинаковы, поскольку подчиняются одним и тем же желаниям и потребностям. А общество массового потребления создало свои принципы и цели, которые по сути контролируют и задают тенденцию каждому человеку в этой системе. Навязанные принципы делают человека рабом своих потребностей, которые являются ложными, поскольку исходят не от него самого.

Также Маркузе писал, что развитая индустриальная цивилизация является по своей сути комфортабельной, мирной, демократической несвободой, которая говорит о техническом прогрессе. А блага покупают в обмен на свободу под гнетом усиливающегося контроля. Он говорил, что машина является рабом, которая делает таковыми и людей.

Развитая индустриальная цивилизация – это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы, свидетельствующей о техническом прогрессе.

Однако Маркузе считал, что это можно изменить с помощью создания новых интересов и потребностей. Он видел такой потенциал в социальных аутсайдерах. Для изменения к лучшему человек должен сделать «Великий отказ» и уйти от эксплуатации природы, создав гармоничные с ней отношения, а свои желания возвести к высокой духовности. А эстетическое измерение позволяет творцам (например, художникам, авторам книг) называть вещи и людей своими именами.