Часто можно услышать подобную фразу: «Он был рожден, чтобы стать пилотом». Или врачом, или полицейским – в общем тем, кто хорошо владеет выбранной профессией. А можно ли родиться журналистом, копирайтером, писателем? На самом деле нужные качества можно приобрести, если уж очень хочется работать в конкретной сфере. Но бывает и так, что качества уже заложены в характере – это облегчает трудовой путь, но не исключает возможности для тех, кто ими не обладал заранее.
Итак, вот список качеств, которые очень нужны копирайтеру или коммерческому журналисту. Конечно, и репортеру редакции они пригодятся, но в данном случае упор не на творчество. Копирайтер далеко не всегда обладает литературным талантом, отчасти он продажник, рекламщик, но умеющих грамотно писать и излагать свои мысли.
Вдумчивость. Здесь как раз лучше меньше быть творческим, а больше сконцентрированным, логичным, где-то очень лаконичным. Все хорошо в меру. Важно помнить, что задача текста – продажа, реклама, нужно зацепить аудиторию, а не увести мысленно в дальние дали в представления ваших литературных изысканий. Клиент не будет платить деньги за красивый набор слов. Это не значит, что текст должен быть сухим. Он должен быть в меру вкусным, в меру приземленным, в нем все должно быть по делу. Чтобы такой написать, нужно быть вдумчивым.
Терпение. Клиенты для копирайтера – главные люди. Мало кто хочет отдавать деньги за «писанину», не все верят в силу слова, а заказывают рекламные тексты, потому что нужно наполнение сайта, социальных сетей. Иногда копирайтеру приходится долго выслушивать детали заданий, объяснять свою позицию, предлагать множество вариантов. Спокойствие, только спокойствие.
Жесткость и умение охранять свои личные границы. Почти каждый второй клиент хочет за свои деньги получить все, что только можно и нельзя. Поэтому копирайтеру важно сохранить лояльность, но и не дать сесть себе на шею. Если не обозначить рамки своих услуг, из чего складывается стоимость, что входит в услугу – в скором времени человек будет требовать большего за те же деньги, или придираться к каждой букве и запятой. Прайс должен быть предельно понятен, как цена на колбасу в магазине за килограмм. Конечно, на первых порах очень хочется угодить клиентам и сделать к тексту в подарок еще десять. Но не нужно так, цените свое время и усилия. Слишком низкую цену ставить не нужно, даже если вы новичок. Выберете разумную цену с учетом ваших затрат.
Рациональность – тоже качество хорошего копирайтера. Некая рассудительность бывает, присуща человеку с детства. Бывает, что и нет, но главное, чтобы творческая хаотичность не брала верх.
Анна Коротченкова