«Ломаная линия» или совмещение жанров в журналистике

Не все авторы знают о возможностях разнообразия жанров

Анна Коротченкова

Наверняка многие начинающие репортеры могут наизусть перечислить самые известные журналистские жанры. На первых этапах работы действительно важно овладеть ими в совершенстве. И в первую очередь для того, чтобы уметь грамотно и красиво их совмещать.

Американский писатель и коуч Рой Питер Кларк рассказал о приёме, который он использует для разнообразия и более глубокой подачи материала. Называется он «Ломаная линия». Автор этой методики предлагает совместить повествование с репортажем.

Ведь у каждого жанра есть своя специфика и разрабатывалась, оттачивалась она для конкретных целей. По мнению Рой Питера Кларка, текст, где совмещены несколько видов жанра, в большей степени способен погрузить аудиторию именно в тот мир, который автор хочет открыть для нее. Дело в том, что определенные техники и приемы письма соответствуют одним жанрам, но совершенно бесполезны в других. Таким образом, автору удастся применить все необходимые ему техники, используя несколько жанров. Например, какие-то приемы лучше опишут окружающую обстановку, ее детали. А в какой-то момент повествование сменит комментарий, передающий чувства или, наоборот, конкретизирует ситуацию.

Почему именно «Ломаная линия»? В основном все произведения строятся по принципу прямой линии, то в ключе непрерывного повествования, где одно событие логично следует за другим. А есть такой прием, часто используемый в фильмах: во время хода развития сюжета, все резко останавливается и перед зрителями выступает рассказчик, автор или режиссер. Такое появление может внести ясность в происходящее, намекнуть на то, где зрителю надо быть внимательнее, а может и вовсе развернуть все уведенное до этого на 180 градусов. Еще такой прием используют, чтобы в этой вставке проговорить то, что нужно рассказать об истории, но в других моментах это сделать не уместно. Это и является ломанием линии, о чем говорит Рой Питер Кларк в своих трудах.

Ломаную линию называют сильным, но в то же время гибким подходом. Нет четкого скрипта или правила, что и за чем следует при использовании такого подхода. Можно стартовать с повествования и затем включить пояснительный репортаж. А можно, наоборот, выдать зрителю или читателю все факты, а потом проиллюстрировать их примером.

В качестве практики Рой Питер Кларк советует потренироваться на своих же работах. Можно взять одну или несколько статей, проанализировать их и ответить себе на вопрос, какая бы из них выиграла от добавления нового жанра. Еще один вариант: подсмотреть за работой корреспондентов крупных федеральных изданий, поискать и подметить данный способ подачи материала. Нужно обратить внимание на нюансы: плавность перехода, приемы, оформление.

Еще один важный момент: нужно возвращаться к сюжетной линии после вставки с сутью, пояснениями, где автор делает «врезку». Поэтому методами совмещения нужно пользоваться осторожно.