Медиамир: медиасфера и медиаполе

Глава из учебного пособия «Медиа и информационная грамотность»

Современный человек живет полностью в медиамире. От влияния источников информации почти невозможно укрыться. Медиа — это не только просмотр новостей или чтение ленты социальных сетей. Важно понимать, что музыка, играющая в автобусе, — тоже медиа, рекламный билборд на обочине и даже объявление на столбе — медиа, футболка с надписью или принтом — медиа, даже модель телефона может являться источником информации.

Каждую секунду человек получает огромный поток информации, большую часть которого он не отслеживает и сознательно не запоминает, однако эта информация может все равно откладываться в нашей памяти. Совокупность всех медиа вокруг нас создает нашу медиасферу. Медиасфера у людей, живущих в одном пространстве и ведущих схожий образ жизни, выглядит довольно одинаково. То есть медиасферы каждого школьника Алматы очень похожи между собой, но будут иметь отличия от медиасфер каждого школьного учителя Алматы.

Вместе они (медиасферы школьников и учителей) имеют много общего, но сильно отличаются от медиасфер школьников и учителей США. В каждой медиасфере есть одна составляющая, которую мы не замечаем сознательно, и другая, которой мы активно пользуемся и за которой активно следим. Вторую, сознательную, называют медиаполем. А вот медиаполе у каждого ученика может быть абсолютно свое и непохожее на других. Например, ученик, интересующийся дизайном, будет отмечать для себя важным все то, что его интересует, а ученик, увлекающийся музыкой, полностью проигнорирует медиаполе первого, зато составит свое, с отдельным вниманием к звукам.

Медиамир и медиаграмотность

Информацию принято делить на фиксированные категории.

Журналистика Энтертейнмент
Цель Информировать Развлекать или вовлекать людей во время досуга в деятельность, в которой они пассивные участники
Методы Верификация, независимость, ответственность Story-telling, перфоманс, визуальное искусство и музыка
Участники Репортеры, фотографы, видеооператоры, редакторы, продюсеры Писатели, актеры, художники, музыканты, дизайнеры
Результат  Усиливает гражданскую информированность Отвлечение граждан от повседневной жизни. Изменение или критика социальных норм

Таблица Журналистика и ее соседи

Промоушн Пропаганда Сырая информация
Продавать товары, продвигать талантливых людей, чтобы привлечь к ним потребителей Выстроить массовую поддержку для идеологии путем канонизации лидеров и демонизации оппозиции Обойти институциональные фильтры и затраты на распространение, чтобы иметь возможность продвигать точку зрения и информировать
Оплаченная реклама, PR, пресс-релизы, публичные заявления, постановочные события, спонсорство, продакт плейсмент, веб-сайты, виральные видео Односторонняя или сфальсифицированная информация, основанная на эмоциональных манипуляциях, апеллирует к ценностям большинства Facebook, Twitter, YouTube, блоги, веб-сайты и комментарии на них, сетевая рассылка, флаеры, граффити
Рекламные агентства, публицисты, эксперты PR, официальные публичные лица Политики и организации Любой человек с доступом к интернету, фотооборудованию или иным любительским путям распространения информации
Рост продаж продуктов или услуг, зарабатывание денег теми талантами, которые промоутируются Помогает идеологическим группам захватить и удержать власть, влияя на публичное мнение и мотивируя их действовать в удобном ключе Самовыражение или любительское производство энтертейнмента, промоушена, защиты общественных интересов или пропаганды

УПРАЖНЕНИЕ 3 Как ориентироваться в этой таблице:

Задайте себе вопросы, какую главную цель преследовал автор материала? Какие методы он использовал? Где размещена информация? Ответы на эти вопросы помогут легко сориентироваться в таблице и соотнести информацию с правильным ее видом. При этом абсолютно не значит, что только журналистика — это хорошая и правильная информация, полезной может быть любая из категорий. Главное — отдавать себе отчет, с каким типом информации мы имеем дело и чего автор материала на самом деле хочет от нас.