Миссия журналиста и статьи: как, зачем и почему

Корреспондент должен быть заинтересован в каждой своей работе, в каждом, с кем общается

Анна Коротченкова

Многие журналисты, выбирая себе специальность, руководствуются понятием личной миссии. Кто я? Какие мои жизненные и социальные задачи? Что я могу сделать, будучи представителем этой профессии? Действительно, профессия репортера социально значимая, и в том или ином контексте содержит некую миссию. При этом не менее важно понять, что и у любой статьи есть своя миссия.

И эту миссию нужно определить до того, как начнете писать. Дело в том, что именно от этого зависит лейтмотив будущего материала. Если этого не сделать до того, как автор напечатает первую строчку, то рука и мысли могут завести его в неизвестном направлении. А наличие четко сформулированной миссии этого не допустит. Вообще под этим термином привыкли понимать некую цель, которая объясняет смысл ее существования. То есть не задача ради задачи, а посыл с определенной ценностью.

Например, вы пишите материал о человеке, который болен онкологией. Не представляйте себе миссию, просто пишите по тому, что говорит герой публикации. Скорее всего, получится что-то вроде истории как заболел, чем лечился, что предвещают врачи. Но какой посыл? В чем смысл статьи? Какой вывод должны сделать читатели? А что автор хотел сказать?

А теперь подумаем, каким бы получился материал, если бы автор заранее определил миссию. В таком случае журналист во время интервью, а затем в моменты написания текста, делал акцент на деталях, которые будут подчеркивать посыл всей статьи. Например, из исходных данных можно написать статью о том, как общество относится к больным  онкологией. Или выделить другую тему: как менялось окружение после постановки диагноза. Несмотря на то, что во всех случаях данные одни и те же, если привязывать все к миссии, посыл будет иной.

Задачи миссии могут быть совершенно разные, в том числе краткосрочные и долгосрочные. Например, смысловая миссия статьи относится к краткосрочным. Она находится в рамках одного материала, даже оставив шлейф раздумий в головах читателей, автор не продолжит над ней работать. То есть миссия осуществляется в один шаг размером в один материал. А есть и долгосрочные. Например, автор хочет изменить стиль и подачу своих работ. Журналист будет действовать постепенно, транслируя свою миссию, приучая аудиторию из раза в раз к новой форме общения со своим материалом. Тут уже сложнее, ведь миссию нужно разбить на подзадачи, подмиссии.

Еще пример смысловой миссии. Автор пишет о финансах по редакционным заданиям. Статьи набирают мало просмотров. Из чего редактор и сам журналист делают вывод, что тема не интересна. Но все может быть совсем иначе, если подключить миссию. Автор должен сказать себе: «Я хочу написать материал так, чтобы люди обрели финансовую грамотность, заинтересовались этой сферой». Дальше журналисту было бы неплохо расспросить реальных читателей, а что бы им хотелось узнать? От кого из спикеров они бы хотели получить информацию?

Да, миссия – это про заинтересованность и желание быть полезным аудитории.