Мотивы аудитории при выборе СМИ

Некоторым людям чтение газеты помогает отдохнуть

Анна Коротченкова

Зачем людям средства массовой информации? Казалось бы, ответ очевиден — узнавать новости. Но если было все так просто, не проводилось бы столько исследований аудитории, и на рынке масс медиа не было бы такого разнообразия изданий и их наполнения.

Мотивы у читателей разные, как и сферы их интересов. Поэтому прежде, чем определиться с целевой аудиторией, нужно понять, почему читатели и зрители в качестве источника информации выбирают то или иное СМИ.

К тому же, эта информация будет полезна и журналистам. Некоторые работники прессы привыкли работать исключительно по редакционными заданиям, не включая осознанность — как и для кого они готовят контент.

Мотивы аудитории могут быть вариативными: узнать актуальные новости, расширить знания по определённой теме, касающейся сферы лично их интересов, отдохнуть и развлечься, пообщаться на форумах издания, высказать своё мнение, узнать о том, что интересно общественным массам, сравнить свои интересы с интересами большинства.

Социологи из Эстонии, проведя ряд исследований, выяснили, что вышеупомянутые примеры далеко не единственные. Многим интересна жизнь за рубежом, чтение прессы помогает скоротать время, а кому-то даже избавиться от одиночества. Достаточно большое количество людей предпочитает региональные СМИ в качестве источника информации, чтобы быть в курсе происходящего на их территории. А другие, наоборот, читают в основном федеральные СМИ. Некоторые включают телевизор, как фон, не вслушиваясь в детали. Выходцы из стран советского союза благодаря прессе поддерживают эмоциональную связь с бывшими едиными странами.

Также потребители продуктов СМИ находят поводы и темы для дискуссий со знакомыми, пищу для личных размышлений. А кто-то пользуется ресурсами масс медиа, чтобы узнать погоду, курс валют и ситуацию на дорогах.

Ещё один важный мотив обращение к прессе — чувство соучастия в социальных процессах.

Однако в последние десятилетия наблюдаются изменения в отношениях между СМИ и аудиторией. Это связано с тем, что люди стали более настороженными и меньше доверяют информации в изданиях. При этом издатели стараются больше подстраиваться под интересы общества, изучая их потребности. Выпускают материалы, исходя из социального настроя, делают интервью со спикерами, опираясь на информацию о том, кто является лидерами мнений в тот или иной период времени.

Люди стали более ориентированы не на глобальные события, происходящие в стране и мире, а больше направлены на свои узкие интересы: семью, быт, льготы, местные законы, которые могут коснуться непосредственно их жизненного уклада.

Как правило, интересы аудитории совпадают с их социальными ценностями. Так во времена советского союза и постсоветское время, можно было четко отследить разделение интересов читателей в зависимости от их политических убеждений и предпочтений. В настоящее время СМИ стараются охватить как можно большую аудиторию, представляя разнообразный контент на любой вкус.