«Мягкие» и «Жесткие» новости

Анна Коротченкова

В журналистике, как в любой другой сфере, есть не только стандарты, но и подходы. Не все журналисты пользуются одной и той же схемой написания материалов.

Многие привыкли думать, что метод «перевернутой пирамиды» и классические 6 вопросов (КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ?) – золотой стандарт написания новостей. Скажем так, что наиболее распространенный, но не единственный.
Любой материал в СМИ начинается с вводной части – лида. Иногда его выделяют крупным шрифтом, кеглем, меняют цвет букв, чтобы обратить особое внимание аудитории на этот фрагмент.

Лид задает тон будущему тексту, побуждает читателя к дальнейшему прочтению, заранее расставляет акценты. Следом за лидом идет корпус. Коллеги из зарубежных стран называют его соответственно – body. Однако в России не принято давать этому тексту какое-либо название. Обычно его обозначают основной частью материала.

Также из заморских стран к нам пришла и теория разделения новостей на «жесткие» и «мягкие». К первым относятся как раз те, которые дают однозначные ответы на 6 вопросов: кто, что, где, когда, как, почему. Ответы на них как раз помещаются в лид, а второстепенная информация в корпус материала. Лид называется жестким, поскольку состоит только из сухих фактов без примеси подробностей и пояснений. Это позволяет зацепить внимание и заручиться доверием у читателей, ведь мало кто любит «воду» и пустословие, тем более в начале новости. Жесткий формат используют для подачи оперативной информации.

«Мягкая» новость обычно начинается с точностью да наоборот. Это нужно для того, чтобы сохранить интригу до середины статьи. Если в оперативной информации читатель хочет быстрее узнать новость, то в статьях читатель хочет испытать эмоции, а, чтобы накалить интерес и сохранить интригу, информация подается плавно и мягко. Главное в таком материале не итог и факты, как в новостной заметке, а обстоятельства, при которых то, о чем идет речь, произошло. Лид пишется с акцентом на эмоции, интригу. Тем не менее, такой «мягкий» формат может быть использован и в новостной журналистике, если материал не относится к срочным и чрезвычайным. В таком стиле можно написать о старой новости, если по каким-то причинам ее не получилось выдать своевременно. Соответственно можно обыграть ее, представив, как подробности уже случившегося. В лиде не будет четкого содержания и изложения всех фактов, но будет анонс.

Тем не менее, в новостной журналистике в основном используется «жесткий» вид подачи материала. Примером тому служит практически любой новостной портал.