Феномен общественного мнения и его механизм

люди

Общественное мнение во многом формируют СМИ. «Зомбиящик» — так «ласково» прозвали телевизор думающие люди.

Анна Коротченкова

Социология общественного мнения изучает структуры, закономерности, способы формирования и функционирования обществ и их мнения. Под общественным мнением понимают отношение крупных соцгрупп к актуальным проблемам различных сфер повседневности.

Мнение при изучении дифференцируют с понятиями, ценностями, чувствами, приверженностями к вере. Мнение легко и быстро может меняться в отличие от установок и ценностей, которые можно сказать перманенты. Ещё его отличает и рациональная составляющая, большинство людей в той или иной степени формируют его, основываясь на фактах и выводах из определенных событий. Оно образуется вслед за появлением актуальных проблем, которые волнуют массы. Ему свойственно формироваться на разломе взглядов на одну и ту же ситуацию. Различают мнения о фактах (им тоже свойственно быть субъективными), событиях, современных феноменах, общественных процессах.

Специалисты этой области социологии изучают непосредственно процессы формирования общественного мнения, детально рассматривая стадии от зарождения до формирования и функционирования. Наблюдают и за тем, какие факторы на это влияют, образовалось ли оно стихийно, или это стало следствием целенаправленного воздействия на общество заинтересованными лицами. Основным каналом воздействия считают средства массовой информации.

Этапы формирования: зарождение личных суждений о важной проблеме, обмен информацией сначала в узком кругу, потом в широком, становление общего устойчивого суждения. В этом процессе значимость проблемы увеличивается вместе с количеством новых приверженцев суждения. Во время обсуждения люди формулируют потенциальные решения и тем самым сужают реальные альтернативы исхода ситуации.

Характеристики общественного мнения: сфера распространения, содержание информации, направление, стабильность, интенсивность общества и мнения.

Специалист по социальной философии Владимир Лавриненко определяет общественное мнение, как отношение соцгрупп к повседневным проблемам, которые появляются сначала в эмоциях и суждениях, а затем проявляются в действиях.

Также его относят к состоянию общественного сознания. Люди выражают своё отношение в рамках одобрения или осуждения процессов, известных личностей, коммерческих и государственных организаций.

Общественное мнение можно назвать достаточно узким, поскольку оно не отражает всех взглядов конкретного человека на разные сферы, а только в рамках одной проблемы, где оно совпадает с мнением большинства.

Кроме того, оно должно быть высказано публично при условии, что доступ к информации о данной проблеме есть у всех, кого она может волновать. Обязательным условием является и наличие групп людей, кого она касается. Оно может меняться, но при этом, должно существовать некоторое время, тогда его возможно зафиксировать и считать предметом изучения.

Говоря о феномене общественного мнения может быть использовано два смысла. Первый — конкретное число людей или представителей некой соцгрупп, которые придерживаются одного мнения. Второй — мнение-доминанта, которая преобладает среди большинства масс.

В менеджменте СМИ эти процессы тоже изучают досконально, как и в сфере управления любых организаций. Зная интересы и мнение людей на них легче оказать воздействие.