Социальная субъективность и объективность журналиста

микрофон и ручка в руках журналиста

Объективность, отстраненность — «золотой стандарт» качественной журналистики

Анна Коротченкова

Большинство журналистов идут в свою профессию по призванию. На этот шаг их толкает обострённое чувство справедливости, которое по своей природе чаще всего бывает очень субъективным. При этом, качественная журналистика обязывает быть беспристрастным и объективным. На стыке этих двух понятий иногда репортёр начинает сомневаться в выборе профессии и правильности своих суждений.

Многие современные журналисты ведут свои блоги в аккаунтах в социальных сетях и после выхода материала в СМИ транслируют своё участие в том или ином событии на личных страницах. Авторы  делятся своим мнением относительно затронутой темы, где проскальзывает его личное отношение к ней. Подписчики и гости страницы невольно ассоциируют автора с конкретным изданием и возникает ощущение предвзятости или субъективности репортёра. При этом, для читателей во многом мнение журналиста может быть авторитетно и они невольно начинают думать аналогично. Так возникает цепная реакция целого общества и формируется массовое мнение.

В таком случае возникает вопрос: что такое социальная позиция журналиста? В ее основе лежит мировоззрение корреспондента. Многие скажут, что какая разница о чем философствует репортёр за границами рабочего времени — лишь бы работал хорошо, факты не приукрашивал, проверял источники. А на деле, даже если журналист работает по правилам, во многих публикациях можно проследить отношение автора к происходящему. В качестве примера можно взять любой свежий информповод и прочитать статьи по теме минимум в 4 источниках. Таким образом можно наглядно проследить авторскую позицию в половине из выбранных изданий.

Ярким примером могут послужить публикации о громких уголовных делах. Арестовывают чиновника, идёт суд, читатели обычно занимают позицию обвинения. В юридическом плане журналист может соблюдать все законы и правила в формулировках, но в контексте можно проследить пренебрежительное отношение к герою, хотя ещё его вина не доказана.

Представители качественной, настоящей журналистики разделяют новости и мнения и никогда не допускают смешения этих двух понятий и типов публикаций.

А журналисты, желающие добиться профессионального признания, должны работать над своей репутацией и уметь разделять личное от публичного и общественно важного.

Репутация – это то, зарабатывается долго, но может быть утрачено в один миг. Как только люди, заслужившие высокий авторитет в медийном сообществе, сделают себе поблажку и забудут об основных критериях качественной журналистики, так сразу станет ясно, что они изменили свой профессии.

Но в то же время, репутация – это своего рода общественная оценка журналиста, причем поверхностная. Другое дело – профессионализм, приобретая который, журналист сам начинает чувствовать, что он растет, набирает опыт, выбирает все более серьезные и важные темы и т.д. При этом он уже не только учится у лучших своих коллег, но и передает свои знания и умения другим. Так в качественных СМИ укрепляется корпоративный дух, развиваются традиции, создается подлинно творческая атмосфера.