Ораторское искусство: 10 советов на пути к красивой речи

Бывают ситуации, когда журналиста просят выступить перед аудиторией. Например, в ходе пресс-тура в другую страну надо красиво сказать что-то доброе, приятное и «по существу» принимающей стороне.

Анна Коротченкова

Владение ораторским искусством — не просто полезный навык, скорее это даже необходимое качество современного журналиста.

А вот риторика — понятие более обширное. Она является филологической дисциплиной, которая изучает искусство речи, правила ее построения, ораторское искусство, красноречие и многие другие аспекты речи. Изначально риторикой называли науку об ораторском искусстве. Филологи определяют ораторскую речь, как вид монолога, с которым человек обращается к аудитории с целью убеждения.

Ораторское искусство сродни красноречию. Многие считают людей, владеющим этим даром болтунами, которые могут говорить без умолку обо всем и ни о чем. Но на самом деле эта тема совсем про другое. Чтобы овладеть ораторским искусством мало быть смелым и бойким. Оратор должен грамотно, а не только красиво излагать свои мысли, иметь широкий кругозор и хороший словарный запас. Поэтому не всякий «говорун» может стать блестящим оратором.

Но все же одно без другого не существует в ораторском искусстве, и помимо интеллектуальных составляющих, нужно оттачивать мастерство дикции и работать над постановкой голоса. А также уметь удерживать внимание аудитории, работать с интонацией, эмоциями. К счастью, все эти навыки можно выработать и даже самый застенчивый журналист может оторваться от «пера» и освоить искусство ораторства. Оно необходимо не только для работы на большую аудиторию: четкая дикция, уверенный голос, умение убеждать интонацией и вовремя выдерживать паузы в разговоре могут спасти во время провального интервью и разговорить даже молчаливых спикеров.

Многие идут на курсы ораторского искусства, но базовые знания можно получить и не выходя из дома.

1. Начните наблюдать за выступлениями известных спикеров, бизнес-тренеров. Отметьте сначала, как обычный слушатель, что в речи заставляет слушать оратора, на каких моментах он делает тональные акценты, а где выдерживает паузы. Обратите внимание и на его мимику и жесты — как спикер сопровождает свою речь. Найдите аналогичный текст речи, прорепетируйте и запишите своё мини-выступление на видео. Отнеситесь критично к увиденному и сравните с выступлением профессионального спикера. Если есть близкие перед кем вы не стесняетесь выступать, попросите проанализировать вашу речь и выделить плюсы и минусы.

2. Перед каждым выступлением выдерживайте паузу, это поможет добиться тишины в зале. Профессионалы советуют выдерживать паузу, произнеся про себя первое предложение речи. При этом важно зафиксировать взгляд на центре зала.

3. Проработайте первую фразу, она должна быть самой важной и яркой. Как правило, публика по ней будет воспринимать и остальную речь.

4. Как и в правилах написания новостного текста, первая часть должна быть самой сочной и информативной. Если у вас есть новость по теме подготовленной речи, начните с неё во вступлении.

5. Прежде, чем сесть за написание речи, продумайте главную мысль. Выделите ее в каждом абзаце плана выступления и лишь затем дополняйте примерами и аргументами.

6. Добавляя в речь цитаты, подготовьтесь заранее к их презентации. Многие спикеры в этот момент надевают очки, и с серьёзным выражением лица зачитывают с карточки. Перед этим важно тоже выдержать небольшую паузу.

7. Немного юмора добавит жизненности выступлению. Однако не стоит начинать выступление с шутки или анекдота. А вот в дальнейшей речи это будет уместно. Шутка должна быть рассказана, а не зачитана. Также она должна быть реалистичной и строго по теме выступления.

8. Задавайте публике только те вопросы, на которые сможете сами достойно ответить.

9. Длинную речь выучить сложно, но зачитывая все с листка вниманием публики точно не завладеть, а уж убедить в чем-то тем более. Никогда не произносите вслух то, что читаете в данный момент. Сначала прочитайте фразу, поднимите голову и, глядя на аудиторию произнесите.

10. Хороший финал может спасти неудачную речь. Сделайте его эмоциональным, добавьте шутку, подарите аудитории надежду и отпустите их в приподнятом настроении.