Открытое образование и с чем его едят, а главное – зачем?

Доступность образования – не только обещанная конституцией данность, но и современная тенденция. Эту самую открытость и доступность обеспечивают желание людей учиться, а также необходимое программное обеспечение дистанционных образовательных технологий.

На протяжении ряда последних лет в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и учебно-методического обеспечения, основанных на применении современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Высокие технологии – это хорошо, но на них нужно наложить еще и специальную адаптированную программу.

Одно из принципиальных отличий онлайн-образования – комфортное встраивание обучения в загруженный современный график. Методика должна быть простая и ненавязчивая, интересная и увлекательная. Как правило, оно строится на коротких видео-уроках, информацию преподносят порционно и уже адаптировано под восприятие. То есть человеку не нужно после лекции сидеть с энциклопедиями и расшифровывать монотонный текст. Это, по сути, готовая информация – слушай, смотри и запоминай. Все обычно сопровождается инфографикой, видео-материалами – всем тем, что помогает быстрее и глубже усваивать информацию.

Главным элементом образовательного процесса классического процесса получения образования всегда была односторонняя передача студенту знаний или практических навыков преподавателем. Основополагающим являлся принцип «образование на всю жизнь», когда блок профессиональных знаний, полученных студентом за время учебы, в дальнейшем только немного дополняется и модернизируется в режиме повышения квалификации. При этом процесс повышения квалификации также построен по схеме репродуцирования знаний преподавателя. Традиционное образование направлено главным образом на приобретение студентом минимума знаний и навыков, необходимых в рамках выбранной им специальности.

Кроме того, непрерывное образование предполагает и уход от своего базового образования, получение знаний из разных областей. Например, психолог может окончить курс журналистики или наоборот. С появлением интернет-площадок в качестве личного продвижения, стало возможным предлагать некие услуги и знания без классического высшего образования. Плохо это или хорошо – не нам судить. Но факт остается фактом – опыт закладывает базу для последующего обучения. Прошло то время, когда преподавали, как рассказывали по учебнику, не имея опыта. Время только теоретиков прошло.

Анна Коротченкова