«Перевёрнутая пирамида» — схема написания новостей в журналистике и копирайтинге

Схему «перевёрнутой пирамиды» придумали давно, но актуальна она по сей день.

Анна Коротченкова

Как писать новости? Этим вопросом задаются многие начинающие журналисты. Пожалуй, для новостной журналистики меньше всего требуется литературный талант, а язык формируется по мере того, как набивается рука в потоке написания новостных заметок. Профессионалы говорят, что научиться писать новости может каждый — было бы желание. А если таковое есть, то следуя простому алгоритму можно быстро освоить это ремесло.

Самая известная и востребованная схема написания новостей — «перевёрнутая пирамида». Ее разработали ещё в 19 веке и в наши дни данная схема продолжает быть актуальной. Историк Дэвид Миндич полагает, что первым такую схему использовал журналист Associated Press в новости о покушении на Авраама Линкольна весной 1865 года. В основе такого способа передачи информации лежит краткость и скорость получения новостных сведений. По аналогии с телеграфом, люди старались передать информацию емко и сжато, без лишней воды.

Новостная статья или заметка должна содержать ответы на шесть важных вопросов:

  1. Кто главный герой данной новости?
  2. Что произошло?
  3. Где произошло?
  4. Когда это произошло?
  5. По какой причине это произошло?
  6. Как сложились обстоятельства, что это случилось?

В «перевёрнутой пирамиде» наверх помещают большим пластом самую значимую информацию. И по нисходящей располагают подробности по степени важности от большего к меньшему.

В основной части блок, как правило, содержит цитату. Это оживляет новость и делает ее более достоверной в глазах читателей. Однако далеко не все корреспонденты используют прямую речь в новостных заметках. Это во многом зависит от стандартов издания и их уровня.

В конце материала зачастую дают уже развёрнутый комментарий спикера, который если не может пролить свет на произошедшее, то высказывает своё профессиональное мнение. В качественной журналистике принято в публикации отражать мнение нескольких сторон, если речь идёт о некой оппозиции или происшествии, где может присутствовать субъективная оценка и конфликт.

В конце новости располагается так называемый «бэк», который более развёрнуто описывает предысторию новостного повода. Чаще всего интернет-издания ставят гиперссылку на прошлый материал на глагольные конструкции, чтобы побудить читателя ознакомиться с предыдущей новостью.

В копирайтинге также используют схему перевёрнутой пирамиды, несмотря на то, что коммерческие тексты сильно отличаются от новостных. По такому принципу авторы распределяют ключевые слова и фразы — насыщают верхнее основание и постепенно уменьшают их количество к нижней верхушке. Многие делят пирамиду на три части: в первой части задача копирайтера — привлечь внимание, во второй — заинтересовать подробностями, а в третьей — побудить к действию.

Поскольку копирайтеры ориентируются на технические задания исходя из количества знаков, «пирамида» позволяет помочь читателям вычленить важную для них информацию. Некоторые профессионалы копирайтинга считают, что нет необходимости «изобретать велосипед», и стоит пользоваться уже готовыми рабочими конструкциями.