Пресс-клиппинг или еще один журналистский термин

Пресса требует детального изучения

Анна Коротченкова

Порой засилье заимствованных в иностранных языках слов пугает новоиспеченных журналистов. Ведь большинство из них означают важные термины, а как же работать в средствах массовой информации и не знать эти новомодные обозначения. Одно из таких – пресс-клиппинг. Не каждый догадается, что скрывается за этим названием.

Клиппинг переводится с английского языка, как газетная вырезка. В целом пресс-клиппинг означает мониторинг уже вышедших материалов в средствах массовой информации, отфильтрованных по определенной теме или поводу. Если говорить коротко – просто мониторинг прессы.

При этом клиппинг бывает очень разным. Например, предметный клиппинг подразумевает сбор материалов, где содержится конкретный предмет, фирма, бренд, товар. Клиппинг может быть событийным. В этом случае исполнитель, кому поставлена соответствующая задача, ищет материалы о каком-либо событии или ряде мероприятий. По итогам ознакомления с подборкой можно судить об эффективности мероприятий, если речь идет о коммерческой журналистике. Или наиболее полно раскрыть картину и последовательность некого событийного ряда, если речь идет о новостной или коммерческой журналистике.

Следующий вид пресс-клиппинга – персональный. Здесь все очевидно: в подборке участвуют публикации о некой конкретной персоне. Аналогично с тематическим клиппингом – подборка касается определенной темы. В отраслевом клиппинге речь пойдет о материалах разных жанров, но относящихся к одной отрасли.

Если говорить об общих задачах клиппинга, то этот метод позволяет создать достаточно емкий и глубокий анализ сразу нескольких показателей деятельности СМИ. К ним относятся: лояльность аудитории к изданию, темам, рубрикам, эффективность маркетинговых мероприятий, резонансность тем, событий, актуальные интересы и запросы общества, проследить изменения интересов общества.

После того, как специалист решает, что собранных публикаций достаточно, можно переходить к контент-анализу их содержания. И уже исходя из полученных данных можно судить о необходимости менять или принимать новые решения относительно стратегий развития СМИ.

Углубляясь в дебри пресс-клиппинга, важно уточнить, что это не только поверхностная отработка информации по подходящим критериям, но и более глубокий точечный анализ. Зачастую туда включают статистику. Это могут быть различные отчеты и данные: количество упоминаний какого-либо предмета, количество положительных и отрицательных отзывов, список самых активных СМИ, рейтинги СМИ и публикаций, ТОП авторов публикаций.

Такая работа требует систематичности, поскольку так легче собирать данные и своевременно отслеживать изменения. Как правило, такой работой занимаются маркетологи. Но и журналисты зачастую пользуются этим инструментом, поскольку такая информация позволяет быть в тренде новостной повестки и вовремя реагировать на падение рейтинга издания.